Программа центра по псих.службе

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА» ГОРОДА УЛАН-УДЭ

Принята на заседании
педагогического совета
от «08» декабря 2025 г.
Протокол № 3

Утверждаю:
Директор МАО ДО «ГЦДЮнТУР»
_______________ Б.П.Чимитов
«08» декабря 2025 г.

Программа
психолого-педагогического сопровождения
обучающихся в МАУ ДО «ГЦДЮнТур» г. Улан-Удэ

г. Улан-Удэ, 2025

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование
Программы
Основания для
разработки Программы

Разработчики Программы
Цель Программы

Задачи Программы

Программа
психолого-педагогического
сопровождения обучающихся в
МАУ ДО «ГЦДЮнТур»
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. -Федеральный закон от 29 декабря 2010
г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию».
3. «Конвенция о правах ребенка»
(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР
15.09.1990)
3. Национальный проект «Образование»;
4. Устав МАУ ДО «ГЦДЮнТур»
Заместитель директора по УВР
Психолог
установление сотрудничества МАУ ДО
«ГЦДЮнТур» и семьи в вопросах
воспитания и развития детей и оказание
психолого-педагогической, методической
и консультативной помощи родителям
(законным представителям) обучающихся
- формирование системы взаимодействия
родителей с педагогами для создания
условий свободного и творческого
развития детей, их эффективной
социализации, самопознания и реализации
своих способностей и возможностей;
- активное вовлечение родителей в разные
сферы деятельности;
- стимулирование проявления в семьях
здорового образа жизни;
- создание условий для профилактики
асоциального поведения детей и
подростков; - педагогическая поддержка
семьи (изучение, консультирование,
оказание помощи в вопросах воспитания,
просвещения и др.);
- организация и проведение совместных
мероприятий: участие в соревнованиях,
конкурсах и выставках.

Сроки реализации
Программы

Реализация Программы осуществляется в
2025-2026 учебном году.

Исполнители Программы

Администрация и педагогический
коллектив учреждения, родители
(законные представители)
1. Повышение педагогической
компетентности родителей;
2. Оказание методической и
консультативной помощи родителям;
3. Овладение навыками творческой
совместной деятельности с детьми;
4. Овладение организационными навыками
проведения совместного досуга в семье;
5. Формирование активной позиции
родителей как субъектов воспитательного
– образовательного процессов в
Учреждении;
6. Повышение уровня профессиональной
компетентности педагогов в вопросах
конструктивного взаимодействия с
Родителями обучающихся посредством
обучения на курсах повышения
квалификации, участия в вебинарах,
семинарах различного уровня.

Прогнозируемые результаты реализации
Программы

Контроль исполнения
Программы

Контроль над реализацией Программы
осуществляет Администрация МАУ ДО
«ГЦДЮнТур»

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее десятилетие в системе образования складывается особая
культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе психолого-педагогическое
сопровождение.
Организация
психологопедагогического сопровождения образовательного процесса в МАУ ДО

«ГЦДЮнТур»способствует

реализации основных направлений концепции
дополнительного образования: личностно-ориентированного подхода к
обучающимся, доброжелательного отношения детей и взрослых, создания
социально-психологических условий для обучения и полноценного развития
детей.
Психолого-педагогическое сопровождение - это непрерывная,
систематическая поддержка всех участников образовательно-воспитательного
процесса. В системе дополнительного образования детей – это обучающиеся
детских объединений, их родители и педагоги.
Цель программы
Цель психолого-педагогического сопровождения:
- сохранение психологического здоровья всех участников учебновоспитательного процесса;
- создание социально-психологической ситуации для самораскрытия и
самореализации личности в условиях дополнительного образования;
- формирование культуры психологической жизни человека.
Основной
функцией психологической
службы
учреждения
дополнительного образования детей является содействие в создании ситуации,
обеспечивающей позитивное развитие личности всех участников учебновоспитательного процесса. Исходя из этого, были определены основные задачи
программы психологического сопровождения воспитанников, их родителей и
педагогов:
- развитие способности к взаимопониманию;
- развитие навыков конструктивного общения;
- формирование чувства ответственности и самостоятельности;
- стимулирование познавательной активности;
- тренировка навыков само регуляции, в том числе развитие
стрессоустойчивости;
- формирование чувства уверенности в себе;
- формирование системы представлений и знаний о себе и своих
возможностях.
На всех этапах организации психолого-педагогического сопровождения
образовательной деятельности ребенка важно учитывать специфику возраста
обучающихся.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных
возрастных этапах:
- 5-7 лет - дошкольный возраст - выявление и развитие способностей,
выявление склонностей ребенка, определение уровня адаптации детей к
учреждению дополнительного образования;
- 7-11 лет - младший школьный возраст - выявление и развитие интересов
и потребностей детей, развитие мотивации к образовательной деятельности в
образовательном объединении ДО, развитие самостоятельности и
самоорганизации, формирование навыков рефлексии собственной деятельности,
развитие творческих способностей;

- 12-16 лет - подростковый период - поддержка в решении задач
личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития,
определение стратегии и направления образовательной деятельности,
социализация, формирование субъектной позиции участника образовательного
процесса, потребности в самообразовании, формирование навыков
перспективного целеполагания, развитие универсальных учебных навыков;
- 17-18 лет - ранняя юность - помощь в профессиональном
самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем
(самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности),
формирование навыков самостоятельной образовательной деятельности,
развитие способности к целеполаганию и рефлексии собственной деятельности,
развитие социальной компетентности.
Механизм реализации
Деятельность Центра в рамках психолого-педагогического сопровождения
организуется по следующим направлениям:
- психологическое консультирование и просвещение;
- психопрофилактика;
- психологическая диагностика;
- коррекционная работа.
В течение учебного года в учреждении психологическое сопровождение
участников учебно-воспитательного процесса осуществляется через следующие
виды деятельности:
- работа с педагогами дополнительного образования;
- работа с обучающимися;
- работа с родителями.
Условия реализации
Целью работы с педагогами дополнительного образования является
повышение их психологической компетентности по вопросам, связанным с
обучением и развитием обучающихся. Консультирование педагогов, родителей
организуется по запросу или результатам различных видов работы психолога с
детьми: диагностики или коррекционной работы. Консультирование носит
преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями,
вызывающими у педагога профессиональные и (у родителя) личностные
затруднения.
В течение учебного года педагогом- психологом посещаются занятия
педагогов Центра с целью оказания методической помощи по психологическим
основам построения занятия.
Этапы реализации
Гармоническое развитие личности обучающегося складывается из
согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной,
эмоциональной и поведенческой. В работе учитывается влияние каждой из них
на процесс обучения ребёнка в объединении, поэтому коррекционная работа
включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём
направлениям:

- диагностическое;
- коррекционное;
- профилактическое.
Диагностическое направление – это диагностика интеллектуальной
сферы, личностных особенностей, отношений со сверстниками, педагогами,
родителями. Коррекционное направление включает работу по развитию навыков
общения, коррекции эмоциональных состояний и нежелательного поведения.
Ведется активная работа с детьми, требующими особого педагогического
внимания по созданию социально-психологических условий для оказания им
помощи преодоления проблем в психологическом развитии, обучении и
поведении. Профилактическая деятельность осуществляется в целях
предупреждения возникновения трудных ситуаций, жизненных проблем,
определения ближайших перспектив разрешения проблем.
Для этого проводится изучение личности ребенка через:
- медицинскую диагностику;
- социальную диагностику;
- изучение проблем, связанных с развитием личности, самоопределением
детей и подростков, профилактикой правонарушений;
- психолого-педагогическую диагностику.
Рассмотрим основные формы психологического сопровождения
образовательного процесса обучающихся.
Формы психологического сопровождения образовательного процесса
остаются традиционными для психолога образовательного учреждения и
включают:
- профилактику – предупреждение возникновения явлений дезадаптации
обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим
работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и
развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- диагностику: индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление
наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического
состояния обучающихся, влияющих на процесс обучения. Составление
индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа
специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению
прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального
маршрута развития;
- консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и
создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать
по собственному усмотрению, обучатся новому поведению;
- развивающую работу (индивидуальная и групповая) - формирование
потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в
деятельности и общении;

- коррекционную работу (индивидуальная и групповая) - организацию
работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении,
поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики;
- просвещение и образование (психологическое) детей и взрослых формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать
их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного
личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на
каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных
нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
- экспертизу (образовательных и учебных программ, проектов, пособий,
образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов
образовательного учреждения).
Планируемые результаты
В условиях дополнительного образования основной целью программы
является сохранение психологического здоровья детей. Психологическое
сопровождение позволяет создать условия для реализации творческого
потенциала
и
способностей
обучающихся,
самореализации
и
самосовершенствования педагогов, саморазвития и личностного роста
родителей.
Работа с родителями обучающихся направлена на повышение их
психологической компетентности в сфере детско-родительских отношений и
решения проблем и задач развития их детей, на создание ситуации
сотрудничества и формирование установки ответственности родителей за
воспитание и развитие ребёнка. В течение года пополняется методический
материал «Психология для родителей» через выпуск бюллетеней, где можно
познакомиться с материалом по возрождению семьи как основы духовного и
физического развития нации, как быть хорошими родителями, изучить методы
быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения.
Выявление и поддержка одаренных детей является важной целью
психолого-педагогического сопровождения ребенка в системе дополнительного
образования детей.
В сопровождении одаренных детей решаются следующие задачи:
- диагностика способностей и склонностей, обучающихся;
- формирование адекватной самооценки;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.
Таким образом, используя все эти методы и формы работы, психолог
совместно со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса
оказывает содействие психологическому и личностному развитию
обучающихся.
Система оценивания планируемых результатов
Существующая система сопровождения позволяет вести мониторинг
личностных особенностей, обучающихся по трем направлениям:

- уровень воспитанности;
- уровень умственного развития;
- изучение психосоциальных областей личности.
Для того чтобы образовательно-воспитательный процесс был
эффективным, каждый педагог должен обладать информацией об
индивидуальных
особенностях
и
способностях
обучающихся.
В
психосоциальной области выделены параметры личностного развития и
межличностных отношений:
- мотивационная сфера;
- тип характера, личностная и ситуативная тревожность;
- развитие Я- концепции (самооценка, уровень притязаний);
- межличностные отношения.
Методами оценки эффективности сопровождения являются:
- анкетирование воспитанников, педагогов и родителей;
- индивидуальные и групповые консультации;
- наблюдение (за проведением конкретных занятий, интересом их
участников к содержанию, динамикой в отношениях и др.).
Психологическое сопровождение обучающихся
Программа психологического сопровождения обучающихся строится на
основе специфики работы учреждения дополнительного образования и ставит
своей целью личностное развитие ребенка, укрепление его здоровья, адаптацию
к жизни в обществе, формирование общей культуры, профессиональное
самоопределение, организацию содержательного досуга. В зависимости от
ситуации развития группы, межличностных отношений в творческом
объединении психологическое сопровождение предстает в различных формах
психологических развивающих занятий, игр, бесед, тренингов, направленных
как на взаимодействие детей друг с другом, так и на активную плодотворную
работу с педагогами и родителями.
Методическое обеспечение: Программа психолого-педагогического
сопровождения обучающихся, их родителей и педагогов предполагает
следующие формы организации встреч:
- беседа;
- круглый стол;
- социально-психологический тренинг;
- интерактивная игра;
- лекция.
Приемы, используемые в программе сопровождения:
- поисково-мыслительная деятельность;
- диагностическая деятельность;
- тренинговые упражнения;
- аутотренинг;
- релаксация;
- рефлексия.
Методы, используемые в реализации:

- наблюдение;
- опрос;
- метод обратной связи.
Значение психологического сопровождения
Программа психологического сопровождения обучающихся и взрослых
позволяет формировать позитивные взаимоотношения между обучающимися, их
родителями и педагогами, позволяет повысить уровень психологических знаний
родителей и педагогов об основах воспитания, обучения и развития ребенка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».