программа Норбоева

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА» ГОРОДА УЛАН-УДЭ

Принята на заседании

Утверждаю:

педагогического совета

Директор МАУ ДО «ГЦДЮнТур»

от «29» августа 2025 г.,

_______________Б.П.Чимитов

протокол № 1

«29» августа 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
туристско- краеведческой направленности

«Юный экскурсовод - турист»
Возраст обучающихся 6-11 лет (1-5 классы)
Срок реализации программы: 3 года

Автор-составитель:
Норбоева Людмила Анатольевна,
педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ
2025 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка. Актуальность. Новизна. Адресат программы. Уровень,
срок реализации. Форма обучения. Виды занятий. Цель и Задачи. Ожидаемые
результаты. Методы работы……...………………… 2
2. Учебно-тематический план. Содержание программы …………………… 8
3. Сетевое взаимодействие …………………………………………………….24
4. Список литературы ………………………………………………………….25

3

I. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
экскурсовод - турист» разработана на основе Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ., Концепции развития
дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726-р, Приказа Министерства
просвещения РФ № 196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам», Санитарно-эпидемиологических требований к
учреждениям дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14, распоряжения
Правительства РБ от 02.11.2018 № 646-р о мерах увеличения к 2024 года числа детей в
возрасте от 5 до 18 лет, с изменениями на 11.07.2019г., Методических рекомендаций
по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09 3242), Устава ГБУ ДО
«РЦ ПВТС РБ», Инструкции по организации и проведению туристских походов,
экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и
профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов,
студентами педагогических училищ Российской Федерации (от 13 июля 1992 г. №
293), ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 г.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный экскурсовод турист»
(спортивный
туризм
и
основы
спортивного
ориентирования,
экскурсоведения),
объединяющая
физкультурно-спортивную
и
туристскокраеведческую, экскурсионную деятельность обучающихся, относится к комплексным
программам.
Актуальность программы: туристско-краеведческая деятельность является
одной из самых доступных и эффективных форм обучения, воспитания и
оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени,
интерактивного развития ребёнка. Она тесно связана с такими основными сторонами
воспитания как нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно
расширяет кругозор учащихся, способствует интенсивному умственному развитию.
Республика Бурятия обладает богатым рекреационным потенциалом. С
развитием туристско - рекреационной зоны в Бурятии одной из определяющей
проблемой является подготовка кадровой базы. Данная программа актуальна для
учащихся гуманитарного цикла, ориентированного на получение в будущем
профессии творческого характера.
Новизна: Изучение родного края выступает как ведущий фактор воспитания
патриотизма. Экскурсии, путешествия и систематические краеведческие наблюдения
воспитывают у детей чувство патриотизма, бережного отношения к природному и

4

культурному наследию родного края, расширяют кругозор детей, способствуют
освоению разносторонних практических навыков, так как в основе деятельности
лежат системно-ценностный, личностно-ориентированный, созидающе
деятельностный принципы воспитания и образования. Отличительная особенность
данной образовательной программы области заключается в том, что, обучающиеся
привлекаются к проектной, исследовательской, а также туристской деятельности.
Адресат программы:
Учебные группы смешанные, разновозрастные.
Особенности физиологических различий подростков мальчиков и девочек,
возрастные особенности развития обучающихся, учитываются при дозировании
физических нагрузок во время занятий, соревнований и походов.
Количество детей в группах начальной подготовки 12 – 15 человек, что
удовлетворяет требованиям к числу участников, определенным инструкцией по
организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий
(путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами образовательных
организаций Российской Федерации (приложение № 1 к приказу № 293 от 13.07.92 г.
Министерства образования РФ). За основу при разработке данной образовательной
программы взяты: программа начальной подготовки обучающихся в объединениях
туристско-краеведческого профиля «Юные туристы» (Ю. С. Константинов и др.),
программа начальной туристской подготовки по пешеходному туризму и программы
подготовки юных спортсменов-ориентировщиков.
Уровень программы: базовый. Форма обучения – очная. Образовательная
программа рассчитана на 216 часов обучения с преобладанием практических занятий
и предназначена для учащихся образовательных учреждений 1-5 классов (6-11 лет).
Состав группы: постоянный. Занятия: групповые и индивидуальные. Содержание
программы рассчитано на 3 года обучения с учащимися начальной, средней школы
Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих
наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий,
самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы. В
каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать, количество и
продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительнопознавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
При проведении соревнований, экскурсий занятия могут объединяться от 4 до 8
часов.
На первом году обучения основное внимание на теоретических и практических
занятиях следует уделять овладению общетуристскими навыками, способам
ориентирования, правилам проведения бивачных работ, краеведческих исследований
и тому подобное, одновременно открывая освоение основ водного туризма.

5

На втором году обучения увеличивается количество занятий, посвященных
овладению специфическими приемами, характерными для водного туризма.
Программа предусматривает углубление туристских знаний, полученных в течение
первого года занятий и в водном походе, а также проработку специфичных для
водного туризма тем.
При прохождении программы третьего года обучения основное внимание
уделяется овладению сложными приемами, характерными для водного туризма:
организации и проведению спасательных работ, оказанию первой медицинской
помощи, отработке техники управления судном, отработке способов прохождения
сложных природных препятствий, тактике водного путешествия. Программа
предусматривает углубление знаний, полученных в течение первого и второго года
занятий, в походах, а также проработку специфичных для водного туризма тем.
Значительное внимание уделяется теоретическим и практическим занятиям, на
которых обучающиеся поочередно выполняют роль стажеров, руководителей групп и
экипажей под наблюдением руководителя объединения.
Виды занятий: практические занятия, лекции, мастер-классы, образовательные
экспедиции, выездные полевые занятия и эксперименты, самостоятельная творческая
работа, познавательные игры, конкурсы, викторины, учебные дискуссии.
Цель программы: развитие творчески активной, социально-адаптивной
личности через туристско-краеведческую деятельность. Ознакомление учащихся с
родным краем, обучение основам туризма, овладение определенным кругом знаний и
умений, необходимых юным путешественникам. Большая часть занятий планируется
на открытом воздухе, что имеет практическую направленность и способствует
организации активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические
упражнения и подвижные игры на свежем воздухе, туристские и оздоровительные
прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (экскурсии,
поездки) и аудиторные занятия (беседы, коллективные чтения и обсуждения
произведений о природе и путешествиях) также носят познавательный характер.
Основные задачи программы:
Обучающие:
- развивать познавательный интерес в области туризма и краеведения;
- способствовать приобретению специальных знаний по вопросам туризма и
ориентирования, краеведения, простейшей медицинской помощи;
- дать представление об историческом прошлом родного края, традициях своего
народа, о взаимодействии человека и окружающей среды;
- научить ряду практических умений и навыков.

6

Воспитательные:
- совершенствовать потребность в духовном и физическом развитии;
- формировать потребность обучающихся в здоровом образе жизни,
- формировать потребность в бережном отношении к памятникам, истории,
культуре края, сохранении традиций малой родины.
Развивающие:
- развивать самостоятельность и волевые качества воспитанников;
- формировать умение вести себя в коллективе, организаторские навыки,
способствовать приобретению опыта самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной деятельности;
- совершенствовать физическое развитие младших школьников (развитие силы,
выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и
физическими возможностями);
-формировать у юных туристов потребность в добросовестном отношении к
труду и общественной собственности, чувства долга, товарищества и
взаимовыручки.
Ожидаемые результаты: По окончании занятий по предлагаемой программе
учащиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в
вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в
туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и
обществе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- требования к экскурсоводу, значение термина «краеведение», краеведческую и
экскурсионную литературу
- формы и методы работы по организации и проведению экскурсий
- памятные места региона; их расположение; сведения о них;
- требования техники безопасности в походе;
- правила поведения в природной среде, в школе, дома;
- правила первой медицинской помощи;
-перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
-правила обустройства бивака;
-нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;
-историю семьи, школы, города, республики;
-основы топографии и ориентирования.
Уметь:

7

- владеть технологией организации новой экскурсии;
- применять указанные знания на практике;
- ответить на вопросы по теме экскурсии; провести экскурсию;
- обеспечить безопасность участников экскурсии;
- применять правила поведения юных туристов;
- применять знания, умения и навыки по туризму;
- выполнять общие обязанности участника похода;
- обустраивать бивак;
- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса, местным
признакам;
- составлять свою родословную, применять знании по истории города ,
республики;
- выполнять отдельные элементы техники пешеходного туризма и спортивного
ориентирования.
Методы работы
1. Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа с выполнением
различных заданий, выбор самостоятельной
темы для оформления отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях);
2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие
дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях;
3. Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и
качества усвоения комплексной программы.
4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий
единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания

8

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Юный экскурсовод - турист»

всего

теория

практика

Учебно-тематический план первого года обучения
Количество часов

I

I Раздел. Экскурсоведение

1.1

Основы экскурсоведения

10

2

8

1.2

История развития экскурсионного дела в мире

7

3

4

1.3

Экскурсии: сущность, функции и признаки.
Экскурсия – одна из основных форм изучения
родного края. Знакомство с объектами
площадок Улан-Удэ.
Личность экскурсовода
Знакомство с работой экскурсоводов.
Выбор экскурсионной темы.

8

2

6

8

2

6

7

3

4

История города, связанная с объектами
экскурсионной площадки.
Отработка и сдача экскурсии. Отработка и
сдача экскурсии по частям.
Отработка и сдача всей экскурсии по
выбранной теме.
Итого

20

2

18

8

2

6

68

16

52

10

2

8

№
п/п

1.4
1.5
1.6
1.7

2.1

Тема

II раздел Краеведение. История Бурятии,
история города Улан-Удэ
История своего края - Бурятии

7

2

5

2.3

Туризм в Байкальском регионе. Сувенирная
продукция.
Памятники истории и культуры

10

4

6

2.4

Ономастика и топонимика

10

4

6

2.5

История города Улан-Удэ

10

2

8

2.6

Памятники и достопримечательности УланУдэ
Музейное дело, музеи Бурятии

12

4

8

10

2

8

2.2

2.7

9

3.1

Итого

69

III раздел. Роль туризма. Правила техники
безопасности и поведения юного туриста в
природной среде, школе, дома.
Туристская подготовка

10

20

49

10

8

-

8

3.3

Личное и групповое снаряжение юного
туриста.
Туристский быт, привалы и ночлег

4

-

4

3.4

Питание в туристском походе

8

2

6

3.5

8

-

8

8

-

8

3.7

Тактика движения и техника преодоления
естественных препятствий в походе
Организация и проведение туристского
похода, путешествий
Подведение итогов похода, путешествия

7

-

7

3.8

Физическая подготовка

12

-

12

Итого

65

2

63

5

1

4

3

1

2

3

1

2

3.2

3.6

IV

Топография и ориентирование, ТПТ

4.1

4.3

Элементы топографии и ориентирования на
местности. Спортивная карта.
Основы техники и тактики спортивного
ориентирования
Основы техники пешеходного туризма

4.4

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

3

1

2

Итого:

14

4

10

Всего:

216

42

174

4.2

4. СОДЕРЖАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Юный экскурсовод - турист»
Учебно-тематический план первого года обучения

1. Раздел . Основы экскурсоведения .
1.1 Экскурсоведение как наука. Введение,
1. 2 . История развития экскурсионного дела в мире, России, Бурятии.
1.3. Экскурсии: сущность, функции и признаки. Экскурсия – одна из основных форм
изучения родного края. Знакомство с объектами площадок Улан-Удэ.
1.4. Личность экскурсовода. Знакомство с работой экскурсоводов.

10

1.5 Выбор экскурсионной темы.
Виды экскурсий. Этапы подготовки
экскурсии.техника проведения экскурсии.
1.6. История города, связанная с объектами экскурсионной площадки. Отработка и
сдача экскурсии.
1.7. Отработка и сдача экскурсии по частям. Отработка и сдача всей экскурсии по
выбранной теме. Зарождение понятия «экскурсия». Знакомство с объектами площадок
района, предусмотренных районной краеведческой игрой.
II. Краеведение.
2.1. История своего края – Бурятии. Географическое положение Республики
Бурятии. Озеро Байкал – мировое наследие, историческое прошлое Бурятии, этногенез
бурят. История населения Бурятии (семейские, казачество). Традиционные верования
и праздники.
2.2 Туризм в Байкальское регионе. История развития туризма в Бурятии. Состояние,
перспективы развития, туристские услуги. Место экскурсионных услуг в туристском
продукте. Сувенирная продукция,
2.3. Памятники истории и культуры. Памятники архитектуры. Историко – культурные
памятники, сохранение, охрана памятников истории и культуры – дело каждого
гражданина, посещение музеев года. Знакомство с памятниками города.
2.4. Ономастика и топонимика. Ономастика – наука о собственных именах. Моя семья,
история моей семьи. Родословная. Топонимика- наука о географических названиях.
История происхождения географических названий в Бурятии. Топонимика города
Улан-Удэ Бурятии.
2.5. История возникновения города. Заселение края. Русские казаки. Удинское
зимовье. Удинский острог. Застройка города. Первые улицы: ул. Набережная, ул.
Большая, торговля, ярмарка, герб. Гостинодворская (базарная площадь).
Архитектурные памятники: гостиный двор, торговые ряды. Купцы, их роль в
процветании города. Первые учебные заведения, библиотека. Городская дума.
Верхнеудинск в воспоминания современников. Важные события в жизни города.
Проезд императора Николая II 21 мая 1891 г. культовое зодчество: собор Одигидрии,
Свято-Троицкая церковь, Спасская церковь. Строительство великой транссибирской
магистрали. Революция 1905 г. рабочие железнодорожники в революции 1905 г. разгул
реакции. Революция 1917-1918 гг.
2.6. Памятники и достопримечательности города. Памятные места : улицы Бабушкина
И.В., Лебедева Е.В., Жердева В.А., Смолина А.П., Балтахинова П.С., Шумяцкого Б.З.,
Буйко А.М., Цивилева Н.И., Амагаева Н.И., Сахьяновой М.М., Трубачеева В.А.
Современные памятники: «Гэсэр», «Мать Бурятии», «Мэргэн», «Небесный воин»,
«Черный тюльпан» и т.д.
2.7. Музейное дело. Музеи города, музеи мира, России. Лекционный материал,
просмотр видеофильма о выдающихся музеях мира. Прослушивание экскурсий в
музеях города Улан-Удэ, а также в г. Кяхта. п. Новоселенгинск.

11

III. Раздел Роль туризма . Правила техники туризма безопасности и поведения
юного туриста в природной среде, школе, дома
Введение.
Роль туризма. Правила техники безопасности и поведения юного туриста в природной
среде, школе, дома. Практические занятия.
3.1 Туристская подготовка
3.2. Личное и групповое снаряжение. Практические занятия
Подготовка снаряжения к экспедиции.
3.3 Туристский быт, привалы и ночлег. Организация ночлегов в межсезонье, зимой.
Ветрозащитная стенка. Использование разборной печи. Ночлег в палатке без печки.
Практические занятия: Организация ночлега в условиях поздней осени.
3.4. Питание в туристском походе. Расчет калорийности дневного рациона. Способы
увеличения калорийности дневного рациона в многодневном походе, экспедиции.
«Карманное» питание (перекус). Витамины. Съедобные дикорастущие растения и
грибы.
Практические занятия: расчет меню и калорийности дневного рациона в различных
вариантах. Приготовление блюд из дикорастущих растений и грибов.
3.5. Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в поход.
Движение группы по дорогам, тропам, по азимуту. Необходимость разведки и
маркировки маршрута. Техника движения по травянистой равнине, песку, через
кустарники, по камням, по болоту. Движение по травянистому склону, осыпям.
Самостраховка. Преодоление брода. Практические занятия: Отработка техники
преодоления препятствий.
3.6. Организация и проведение туристского похода, путешествий.
Разработка маршрута похода, экскурсии. Составление плана-графика похода.
Оформление маршрутной документации. Составление сметы расходов на проведение
похода. Закупка необходимых продуктов и их расфасовка. Подготовка снаряжения.
Изучение маршрута с помощью отчетов групп, прошедших этот маршрут
краеведческой литературы, карт. Изучение сложных участков маршрута и составление
планов их преодоления.
3.7 Подведение итогов похода, путешествия
Практические занятия
Сушка и ремонт туристского инвентаря и снаряжения. Подготовка отчета о походе.
3.8. Физическая подготовка Практические занятия
IV. Топография и ориентирование, ТПТ.
4.1. Элементы топографии и ориентирования на местности. Спортивная карта. Карта
географическая, топографическая и спортивные. План, карта, схема определения,
общие детали и различия. Масштаб линейный и численный. Рельеф и горизонтали.
Туристский и спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Определение
сторон горизонта по компасу, солнцу, местным предметам. Снятие азимута. Движение
по азимуту. Спортивная карта: условные знаки, цвета, масштаб карты. Планы водных
объектов, искусственных сооружений, растительности и тд. Стороны горизонта и их
определение. Горизонт.

12

Практические занятия: Ориентирование с использованием легенды в школе,
парке, микрорайоне школы. Ориентирование в парке по дорожно- тропиночной сети.
4.2. Основы техники и тактики спортивного ориентирования. Понятие о технике
спортивного ориентирования. Отметка на контрольном пункте (КП). Правильное
держание спортивной карты. Держание компаса. Контрольная карточка и легенды КП.
Взаимосвязь скорости передвижения по дистанции и технико-тактических действий.
Действия при потере ориентировки и при встрече с соперником. Ориентирование
вдоль линейных ориентиров. Ориентирование с помощью тормозных ориентиров.
Выбор пути движения между КП. Ориентирование по звездному небу, солнцу.
Измерение расстояний на местности: временем движения, парами шагов и пр.
4.3. Основы техники пешеходного туризма. Препятствия в пешем походе 1 к. с.
Рациональная техника ходьбы. Приемы передвижения на подъемах и спусках по
травянистым и лесным пологим склонам. Преодоление легкопроходимых
заболоченных участков.
4.4 Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Понятие о гигиене. Общие
гигиенические требования в городских условиях и в походе. Умывание, купание,
закаливание. Медицинское обследование туристов и ориентировщиков. Оказание
первой медицинской помощи при ожогах, потертостях, порезах, обморожениях.
Учебно- тематический план второго года обучения

всего

теория

практика

Количество часов

8

2

6

Методика проведения экскурсии. Знакомство с
объектами площадок Улан-Удэ.
Виды экскурсий. Классификация экскурсий

6

2

4

7

3

4

История города, связанная с объектами
экскурсионной площадки.
Составление маршрута. Маршрутный лист

10

2

8

8

2

6

Итого

39

11

28

№
п/п

Тема

I

I Раздел. Экскурсоведение

1.1

Основы экскурсоведения

1.1
1.3
1.4
1.5

II

II раздел Краеведение. История Бурятии,
история города Улан-Удэ

13
2.1

Родной край, его природные особенности.

8

4

4

2.2

Туристические возможности родного края.
Культурное наследие. Сувенирная продукция.
Изучение района путешествия.

5

3

2

5

2

3

7

4

3

2.5

Общественно полезная работа во время
путешествия, охрана природы и памятников
войны.
Памятники истории и культуры.

8

4

4

2.6

Ономастика и топонимика

8

4

4

2.7

История города Улан-Удэ

8

2

6

2.8

Памятники и достопримечательности УланУдэ
Музейное дело, музеи Бурятии

10

4

6

8

2

6

67

29

38

8

2

6

8

2

6

8

2

6

8

2

6

10

2

8

14

4

10

4

2

2

60

16

44

6

2

4

6

2

4

10

5

5

10

4

6

32

13

19

2.3
2.4

2.9

Итого
III

Раздел III. Основы туристской подготовки

3.1

Туристские путешествия, история развития
туризма. Инструктажи по охране труда
Организация туристического быта. Привалы и
ночлеги.
Подготовка к походу, путешествию. Питание в
туристическом походе
Туристические должности в группе. Правила
движения в походе, преодоление препятствий.
Техника безопасности при проведении
туристических походов, занятий.
Туристические слеты и соревнования.

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

4.1.
4.2.
4.3.
4.4.

Подведение итогов туристического
путешествия.
Итого
IV. Азбука спортивно-оздоровительного
туризма. Основы гигиены и первая
доврачебная помощь
Личная гигиена туриста, профилактика
заболеваний
Походная медицинская аптечка, использование
лекарственных растений
Основные приемы оказания первой
доврачебной помощи
Приемы транспортировки пострадавшего.
Итого

14
V. Спортивно-оздоровительный туризм
5.1.

Пешеходный туризм

4

-

4

5.2.

Полоса препятствий пешеходного туризма

8

-

8

5.3.

Туристские узлы и их применение

6

-

6

Итого

18

-

18

Всего

216

69

147

Учебно-тематический план второго года обучения
Содержание программы.

1. Раздел . Основы экскурсоведения .
1.1 Экскурсоведение как наука. Основы экскурсоведения. Специфика
1. 2 . Экскурсии: сущность, функции и признаки. Экскурсия – одна из основных форм
изучения родного края. Знакомство с объектами площадок Улан-Удэ.
1.3. Выбор экскурсионной темы. Знакомство с работой экскурсоводов. Виды
экскурсии. Составление маршрута. Маршрутный лист.
1.4. История города, связанная с объектами экскурсионной площадки. Отработка и
сдача экскурсии. Фото, видео съемки, выпуск стенгазет,
1.5. Отработка и сдача экскурсии по частям. Отработка и сдача всей экскурсии по
выбранной теме. Зарождение понятия «экскурсия». Знакомство с объектами площадок
района, предусмотренных районной краеведческой игрой.
II. Краеведение.
2.1. История своего края – Бурятии. Природные особенности Республики
Бурятии. Озеро Байкал – мировое наследие, историческое прошлое Бурятии, этногенез
бурят. История населения Бурятии (семейские, казачество). Традиционные верования
и праздники.
2.2 Туризм в Байкальское регионе. История развития туризма в Бурятии. Состояние,
перспективы развития, туристские услуги. Место экскурсионных услуг в туристском
продукте. Сувенирная продукция,
2.3. Изучение района путешествия. Районы Бурятии
2.4. Общественно полезная работа во время путешествия. Историко – культурные
памятники, сохранение, охрана памятников истории и культуры , посещение музеев
года.
2.5Памятники истории и культуры. Памятники архитектуры.
Знакомство с
памятниками города.

15

2.6. Ономастика и топонимика. Ономастика – наука о собственных именах. Моя семья,
история моей семьи. Родословная. Топонимика- наука о географических названиях.
История происхождения географических названий в Бурятии. Топонимика города
Улан-Удэ Бурятии.
2.7. Памятники и достопримечательности города. Памятные места: улицы Бабушкина
И.В., Лебедева Е.В., Жердева В.А., Смолина А.П., Балтахинова П.С., Шумяцкого Б.З.,
Буйко А.М., Цивилева Н.И., Амагаева Н.И., Сахьяновой М.М., Трубачеева В.А.
Современные памятники: «Гэсэр», «Мать Бурятии», «Мэргэн», «Небесный воин»,
«Черный тюльпан» и т.д.
2.7. Музейное дело. Музеи города, музеи мира, России. Лекционный материал,
просмотр видеофильма о выдающихся музеях мира. Прослушивание , выезды
экскурсий в музеях города Улан-Удэ, а также в г. Кяхта. п. Новоселенгинск.
III. Раздел Роль туризма . Правила техники туризма безопасности и поведения
юного туриста в природной среде, школе, дома
3.1 Туристские путешествия, история развития туризма. Инструктажи по охране
труда. Правила техники безопасности и поведения юного туриста в природной среде,
школе, дома. Практические занятия.
3.2. Туристский быт, привалы и ночлег. Организация ночлегов в межсезонье, зимой.
Ветрозащитная стенка. Использование разборной печи. Ночлег в палатке без печки.
Практические занятия: Организация ночлега в условиях поздней осени.
3.3. Подготовка к походу, путешествию Питание в туристском походе. Расчет
калорийности дневного рациона. Способы увеличения калорийности дневного рациона
в многодневном походе, экспедиции. «Карманное» питание (перекус). Витамины.
Съедобные дикорастущие растения и грибы.
Практические занятия: расчет меню и калорийности дневного рациона в различных
вариантах. Приготовление блюд из дикорастущих растений и грибов.
3.4. Туристические должности в группе. Тактика движения и техника преодоления
естественных препятствий в поход. Движение группы по дорогам, тропам, по азимуту.
Необходимость разведки и маркировки маршрута. Техника движения по травянистой
равнине, песку, через кустарники, по камням, по болоту. Движение по травянистому
склону, осыпям. Самостраховка. Преодоление брода. Практические занятия:
Отработка техники преодоления препятствий.
3.5. Техника безопасности при проведении туристических походов. Организация и
проведение туристского похода, путешествий. Разработка маршрута похода,
экскурсии. Составление плана-графика похода. Оформление маршрутной
документации. Составление сметы расходов на проведение похода. Закупка
необходимых продуктов и их расфасовка. Подготовка снаряжения. Изучение
маршрута с помощью отчетов групп, прошедших этот маршрут краеведческой
литературы, карт. Изучение сложных участков маршрута и составление планов их
преодоления.
3.6. Туристические слеты и соревнования.
3.7 Подведение итогов похода, путешествия. Сушка и ремонт туристского инвентаря и
снаряжения. Подготовка отчета о походе.

16

3.8. Физическая подготовка Практические занятия
IV. Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая
доврачебная помощь
4.1. Личная гигиена юного туриста. Соблюдение правил личной гигиены на
туристских прогулках и в походах, при организации приёма пищи.
Способы закаливания организма. Простейшие приёмы самомассажа и его значение для
восстановления работоспособности и нормализации самочувствия.
Практические занятия. Простейшие приёмы самомассажа и их выполнение после
физических упражнений. Личная гигиена на привале.
4.2. Индивидуальная и групповая медицинские аптечки
Состав медицинской аптечки (индивидуальной и групповой) для туристской прогулки.
Назначение медикаментов, их упаковка и требования к хранению, определение срока
годности для использования. Обязанности санитара (медика) группы.
Практическое занятие. Упаковка и маркировка аптечки для туристской прогулки
(экскурсии). Проверка ее комплектности, срока годности медикаментов, их упаковки.
4.3. Оказание первой доврачебной помощи
Оказание первой доврачебной помощи при:
• простейших порезах, ссадинах, ушибах, мозолях. Характеристика травм.. Способы
обработки. Профилактика. Необходимая помощь при:
• ожогах и обморожениях. Причины ожогов и обморожений. Виды ожогов и
обморожений, признаки. Профилактика обморожений и защита организма от мороза;
• отравлении. Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание
необходимой помощи;
• укусах животных или кровососущих насекомых;
• солнечном, тепловом ударе. Причины теплового и солнечного удара. Необходимая
помощь. Признаки заболевания.
Обработка ран, ссадин, мозолей и наложение простейших повязок
Правила и способы обработки ран, ссадин. Требования к правилам наложения повязок,
материалы для обработки ран и наложения повязок.
Практическое занятие. Игра «Айболит» (необходимая доврачебная обработка и
наложение повязок).
Оказание первой доврачебной помощи при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях.
Характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки.
Профилактика: при попадании в глаза посторонних предметов; при ожогах и
обморожениях; тошноте, рвоте (отравлении); солнечном, тепловом ударе.
4.4. Способы транспортировки пострадавшего.
Организация элементарной транспортировки пострадавшего при различных типах
простых травм.
Практические занятия. Способы транспортировки пострадавшего на руках.
Простейшие средства для транспортировки пострадавшего в условиях туристской
прогулки (похода, экскурсии). Изготовление транспортных средств из курток,
штормовок.
Занятия на местности. Изготовление транспортных средств из курток, штормовок.
Транспортировка пострадавшего на слабо пересеченном рельефе на руках,

17

простейших транспортных средствах. Взаимопомощь в туристской группе при
транспортировке пострадавшего.
V. Спортивно-оздоровительный туризм
5.1. Пешеходный туризм
Способы преодоления простейших препятствий; организация движения группы в
лесном массиве; преодоление простых водных преград; преодоление крутых склонов;
движение по дорогам; преодоление спусков.
Занятия на местности. Техника передвижения юных туристов: спуски, подъёмы.
движение по слабопересечённой и равнинной местности.
5.2. Полоса препятствий пешеходного туризма
Естественное и искусственное препятствие. Дистанция соревнований, этап дистанции.
Разметка и маркировка дистанции. Старт и финиш. Способы преодоления
препятствия.
Правила
безопасного
преодоления
препятствия.
Оказание
взаимовыручки и взаимопомощи.
Занятия на местности. Переправа через болото по кочкам; переправа по гати по
наведенным кладям (жердям); переправа по бревну на равновесие; преодоление
завала; Туристские узлы; установка и снятие палатки; преодоление оврага (канавы) с
помощью «маятника», спуски и подъёмы, в том числе по песчаным склонам.
5.3. Туристские узлы и их применение. Презентация «Узлы». Туристские узлы:
прямой, проводник простой, ткацкий. Их свойства, назначение и применение юными
туристами в туристских прогулках.
Практические занятия. Вязка узлов по названию и по их назначению
Учебно- тематический план третьего года обучения

всего

теория

практика

Количество часов

8

2

6

Методика проведения экскурсии. Знакомство с
объектами площадок Улан-Удэ.
Виды экскурсий. Классификация экскурсий

6

2

4

7

2

5

История города, связанная с объектами
экскурсионной площадки.
Составление маршрута. Маршрутный лист

10

-

10

8

1

7

Итого

39

7

32

№
п/п

Тема

I

I Раздел. Экскурсоведение

1.1

Основы экскурсоведения

1.1
1.3
1.4
1.5

18
II

II раздел Краеведение. История Бурятии,
история города Улан-Удэ
Родной край, его природные особенности.

8

4

4

Туристические возможности родного края.
Культурное наследие. Сувенирная продукция.
Изучение района путешествия.

5

3

2

5

2

3

7

4

3

2.5

Общественно полезная работа во время
путешествия, охрана природы и памятников
войны.
Памятники истории и культуры.

8

4

4

2.6

Ономастика и топонимика

8

4

4

2.7

История города Улан-Удэ

8

2

6

2.8

Памятники и достопримечательности УланУдэ
Музейное дело, музеи Бурятии

10

4

6

8

2

6

67

29

38

8

2

6

8

2

6

8

2

6

8

2

6

10

2

8

14

4

10

4

2

2

60

16

44

6

2

4

6

2

4

10

5

5

10

4

6

2.1
2.2
2.3
2.4

2.9

Итого
III

Раздел III. Основы туристской подготовки

3.1

Туристские путешествия, история развития
туризма. Инструктажи по охране труда
Организация туристического быта. Привалы и
ночлеги.
Подготовка к походу, путешествию. Питание в
туристическом походе
Туристические должности в группе. Правила
движения в походе, преодоление препятствий.
Техника безопасности при проведении
туристических походов, занятий.
Туристические слеты и соревнования.

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

4.1.
4.2.
4.3.
4.4.

Подведение итогов туристического
путешествия.
Итого
IV. Азбука спортивно-оздоровительного
туризма. Основы гигиены и первая
доврачебная помощь
Личная гигиена туриста, профилактика
заболеваний
Походная медицинская аптечка, использование
лекарственных растений
Основные приемы оказания первой
доврачебной помощи
Приемы транспортировки пострадавшего.

19
Итого

32

13

19

V. Спортивно-оздоровительный туризм
5.1.

Пешеходный туризм

4

-

4

5.2.

Полоса препятствий пешеходного туризма

8

-

8

5.3.

Туристские узлы и их применение

6

-

6

Итого

18

-

18

Всего

216

69

147

Учебно-тематический план третьего года обучения
Содержание программы.

1. Раздел . Основы экскурсоведения .
1.1 Экскурсоведение как наука. Основы экскурсоведения.
1. 2 . Экскурсии: сущность, функции и признаки. Экскурсия – одна из основных форм
изучения родного края. Знакомство с объектами площадок Улан-Удэ.
1.3. Выбор экскурсионной темы. Знакомство с работой экскурсоводов. Составление
маршрута. Маршрутный лист
1.4. История города, связанная с объектами экскурсионной площадки. Отработка и
сдача экскурсии. Фото, видео съемки, выпуск стенгазет,
1.5. Отработка и сдача экскурсии по частям. Отработка и сдача всей экскурсии по
выбранной теме. Зарождение понятия «экскурсия». Знакомство с объектами площадок
района, предусмотренных районной краеведческой игрой.
II. Краеведение.
2.1. История своего края – Бурятии. Природные особенности Республики
Бурятии. Озеро Байкал – мировое наследие, историческое прошлое Бурятии, этногенез
бурят. История населения Бурятии (семейские, казачество). Традиционные верования
и праздники.
2.2 Туризм в Байкальское регионе. История развития туризма в Бурятии. Состояние,
перспективы развития, туристские услуги. Место экскурсионных услуг в туристском
продукте. Сувенирная продукция,
2.3. Изучение района путешествия. Районы Бурятии
2.4. Общественно полезная работа во время путешествия. Историко – культурные
памятники, сохранение, охрана памятников истории и культуры , посещение музеев
года.

20

2.5Памятники истории и культуры. Памятники архитектуры.
Знакомство с
памятниками города.
2.6. Ономастика и топонимика. Ономастика – наука о собственных именах. Моя семья,
история моей семьи. Родословная. Топонимика- наука о географических названиях.
История происхождения географических названий в Бурятии. Топонимика города
Улан-Удэ Бурятии.
2.7. Памятники и достопримечательности города. Памятные места: улицы Бабушкина
И.В., Лебедева Е.В., Жердева В.А., Смолина А.П., Балтахинова П.С., Шумяцкого Б.З.,
Буйко А.М., Цивилева Н.И., Амагаева Н.И., Сахьяновой М.М., Трубачеева В.А.
Современные памятники: «Гэсэр», «Мать Бурятии», «Мэргэн», «Небесный воин»,
«Черный тюльпан» и т.д.
2.7. Музейное дело. Музеи города, музеи мира, России. Лекционный материал,
просмотр видеофильма о выдающихся музеях мира. Прослушивание , выезды
экскурсий в музеях города Улан-Удэ, а также в г. Кяхта. п. Новоселенгинск.
III. Раздел Роль туризма . Правила техники туризма безопасности и поведения
юного туриста в природной среде, школе, дома
3.1 Туристские путешествия, история развития туризма. Инструктажи по охране
труда. Правила техники безопасности и поведения юного туриста в природной среде,
школе, дома. Практические занятия.
3.2. Туристский быт, привалы и ночлег. Организация ночлегов в межсезонье, зимой.
Ветрозащитная стенка. Использование разборной печи. Ночлег в палатке без печки.
Практические занятия: Организация ночлега в условиях поздней осени.
3.3. Подготовка к походу, путешествию Питание в туристском походе. Расчет
калорийности дневного рациона. Способы увеличения калорийности дневного рациона
в многодневном походе, экспедиции. «Карманное» питание (перекус). Витамины.
Съедобные дикорастущие растения и грибы.
Практические занятия: расчет меню и калорийности дневного рациона в различных
вариантах. Приготовление блюд из дикорастущих растений и грибов.
3.4. Туристические должности в группе. Тактика движения и техника преодоления
естественных препятствий в поход. Движение группы по дорогам, тропам, по азимуту.
Необходимость разведки и маркировки маршрута. Техника движения по травянистой
равнине, песку, через кустарники, по камням, по болоту. Движение по травянистому
склону, осыпям. Самостраховка. Преодоление брода. Практические занятия:
Отработка техники преодоления препятствий.
3.5. Техника безопасности при проведении туристических походов. Организация и
проведение туристского похода, путешествий. Разработка маршрута похода,
экскурсии. Составление плана-графика похода. Оформление маршрутной
документации. Составление сметы расходов на проведение похода. Закупка
необходимых продуктов и их расфасовка. Подготовка снаряжения. Изучение
маршрута с помощью отчетов групп, прошедших этот маршрут краеведческой
литературы, карт. Изучение сложных участков маршрута и составление планов их
преодоления.
3.6. Туристические слеты и соревнования.

21

3.7 Подведение итогов похода, путешествия. Сушка и ремонт туристского инвентаря и
снаряжения. Подготовка отчета о походе.
3.8. Физическая подготовка Практические занятия
IV. Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая
доврачебная помощь
4.1. Личная гигиена юного туриста. Соблюдение правил личной гигиены на
туристских прогулках и в походах, при организации приёма пищи.
Способы закаливания организма. Простейшие приёмы самомассажа и его значение для
восстановления работоспособности и нормализации самочувствия.
Практические занятия. Простейшие приёмы самомассажа и их выполнение после
физических упражнений. Личная гигиена на привале.
4.2. Индивидуальная и групповая медицинские аптечки
Состав медицинской аптечки (индивидуальной и групповой) для туристской прогулки.
Назначение медикаментов, их упаковка и требования к хранению, определение срока
годности для использования. Обязанности санитара (медика) группы.
Практическое занятие. Упаковка и маркировка аптечки для туристской прогулки
(экскурсии). Проверка ее комплектности, срока годности медикаментов, их упаковки.
4.3. Оказание первой доврачебной помощи
Оказание первой доврачебной помощи при:
• простейших порезах, ссадинах, ушибах, мозолях. Характеристика травм.
Необходимая помощь. Способы обработки. Профилактика;
• ожогах и обморожениях. Причины ожогов и обморожений. Виды ожогов и
обморожений, признаки. Профилактика обморожений и защита организма от мороза;
• отравлении. Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание
необходимой помощи;
• укусах животных или кровососущих насекомых;
• солнечном, тепловом ударе. Причины теплового и солнечного удара. Необходимая
помощь. Признаки заболевания.
Обработка ран, ссадин, мозолей и наложение простейших повязок
Правила и способы обработки ран, ссадин. Требования к правилам наложения повязок,
материалы для обработки ран и наложения повязок.
Практическое занятие. Игра «Айболит» (необходимая доврачебная обработка и
наложение повязок).
Оказание первой доврачебной помощи при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях.
Характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки.
Профилактика: при попадании в глаза посторонних предметов; при ожогах и
обморожениях; тошноте, рвоте (отравлении); солнечном, тепловом ударе.
4.4. Способы транспортировки пострадавшего.
Организация элементарной транспортировки пострадавшего при различных типах
простых травм.
Практические занятия. Способы транспортировки пострадавшего на руках.
Простейшие средства для транспортировки пострадавшего в условиях туристской
прогулки (похода, экскурсии). Изготовление транспортных средств из курток,
штормовок.

22

Занятия на местности. Изготовление транспортных средств из курток, штормовок.
Транспортировка пострадавшего на слабо пересеченном рельефе на руках,
простейших транспортных средствах. Взаимопомощь в туристской группе при
транспортировке пострадавшего.
V. Спортивно-оздоровительный туризм
5.1. Пешеходный туризм
Способы преодоления простейших препятствий; организация движения группы в
лесном массиве; преодоление простых водных преград; преодоление крутых склонов;
движение по дорогам; преодоление спусков.
Занятия на местности. Техника передвижения юных туристов: спуски, подъёмы.
движение по слабопересечённой и равнинной местности.
5.2. Полоса препятствий пешеходного туризма
Естественное и искусственное препятствие. Дистанция соревнований, этап дистанции.
Разметка и маркировка дистанции. Старт и финиш. Способы преодоления
препятствия.
Правила
безопасного
преодоления
препятствия.
Оказание
взаимовыручки и взаимопомощи.
Занятия на местности. Переправа через болото по кочкам; переправа по гати по
наведенным кладям (жердям); переправа по бревну на равновесие; преодоление
завала; Туристские узлы; установка и снятие палатки; преодоление оврага (канавы) с
помощью «маятника», спуски и подъёмы, в том числе по песчаным склонам.
5.3. Туристские узлы и их применение. Презентация «Узлы». Туристские узлы:
прямой, проводник простой, ткацкий. Их свойства, назначение и применение юными
туристами в туристских прогулках.
Практические занятия. Вязка узлов по названию и по их назначению

Сетевое взаимодействие:
- ДОСААФ России, региональное отделение Республики Бурятия
- ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет»
- Бурятский научный центр СО РАН
- Национальный музей Республики Бурятия
- ГАУК РБ Детско-юношеская библиотека
- Российское военно-историческое общество, филиал Республики Бурятия
- РОСО «Федерация спортивного туризма Республики Бурятия», «Федерация
спортивного ориентирования Республики Бурятия»,
- союз экскурсоводов Бурятии
- Компания «РЕКСО» (ИП «Осипов Е. Ю.»)
- МОУ ДОД «Красноярский краевой детско-юношеский центр» проводит
консультацию по организации данного вида в учреждении дополнительного
образования.

23

Данные партнеры ведут образовательную и научно-исследовательскую деятельность в
области истории, археологии, геологии, этнографии, палеонтологии, географии,
экскурсоведения. Также организовывают и проводят мероприятия, касающиеся
тематики образовательной программы, содействуют в издании наглядных пособий,
дидактических материалов – например, карты для ориентирования, туризма.
Организации туристской и спортивной направленности проводят соревнования и
тренировочные старты по ориентированию, оказывают помощь в организации
образовательных экспедиций и обучающих походах.
Основную помощь для выездных мероприятий оказывают родители обучающихся.
Постоянно проводятся совместные родительские собрания, мероприятия, вне сетки
часов
программы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дрогов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма: Учебнометодическое пособие. М.: изд-во ФЦДЮТиК, 2004. 131 с.
2. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебнометодическое пособие. М.: изд-во ФЦДЮТиК, 2000. 600 с.
3. Маслов А. Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа
безопасности»: Учебно-методическое пособие. М.: изд-во ФЦДЮТиК, 2000. 160 с.
4. Программа для системы дополнительного образования детей: Юные туристымногоборцы. М.: изд-во ФЦДЮТиК, 2007. 60 с.
5. Пешеходная экскурсия М, изд. Центр подготовки туристских кадров, 2002 г.
6. Святославский А.В. Городская экскурсия, основы теории и практики М., Центр
подготовки туристских кадров, 2001 г.
7. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие./Г. П. Долженко. — М.;
Ростов-на-Дону: МарТ, 2005.—271
8. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.: ЦРИБ «Турист», 2004
9. Егорова Н.Н., Погонина Е.В. Экскурсоведение: учебное пособие- Кемерово:
КузГТУ, 2005.- 83 с
10. Кайманова Т.А. Экскурсоведение: учеб. пособие. – Пенза: ПГУ, 2007. – 185 с
11.Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-73 « Об основах туристической
деятельности в Российской Федерации (с изменениями от 10 января 2003г.)
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. Туристская библиотека онлайн – Экскурсоведение- Электронный ресурс] —
Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs31.htm -2012.
2.
Экскурсоведение электронный учебник [Электронный ресурс]: — Режим
доступа:http://www.iqlib.ru/book/preview/CEC3F97 – 2010
3. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России
[Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/ -2010
4. Новости интернет - ресурса "Академия детско-юношеского туризма и
краеведения" http://madut.narod.ru/new.html
5. Официальный сайт Министерства молодежной политики, спорта и туризма РФ.
http://minstm.gov.ru/
6. Официальный сайт Туристско-спортивного союза России http://www.tssr.ru/
7. Официальный сайт Федерального центра детско-юношеского туризма и
краеведения http://www.turcentrrf.ru/
8. Официальный сайт, посвященный спортивному туризму всех видов в Москве и
России http://tmmoscow.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».