КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА» ГОРОДА УЛАН-УДЭ
Принята на заседании
педагогического совета
от «__»______ ____ г.,
протокол № ___
Утверждаю:
Директор МАУ ДО «ГЦДЮнТур»
_______________Б.П.Чимитов
«__» _______ ____ г.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
по социально-гуманитарной направленности
«Краеведческая палитра»
Возраст учащихся: 7 - 11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель: Итыгилова В.Г.
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2024 г.
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3 Содержание программы
1.4. Содержание тем программы
1.1. Содержание учебно-тематического плана
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
Комплекс организационно педагогических условий
Календарно-учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству».
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
Актуальность программы:
Несомненно, изобразительное творчество оказывает благотворное влияние на
развитие различных типов мышления и памяти ребенка, его наблюдательности,
воображения, зрительно-моторной координации, глазомера, ручной умелости,
эстетического восприятия и художественного вкуса, волевых и многих других
качеств, создает богатые возможности для формирования у детей комплекса
способностей, необходимых для успешной работы и творчества в разных
областях человеческой деятельности. Концептуальным приоритетом программы
является создание яркого, выразительного художественного образа и
использование большого количества различных художественных техник.
Необходимость создания предлагаемой образовательной программы вызвана
социальным запросом в обществе, большим количеством обучающихся младшего
школьного возраста, родители которые хотят дать детям основы
изобразительного творчества. Актуальность программы связана с краеведением,
благодаря чему дети через творчество познают окружающую флору и фауну
родного края, так как в программу включены темы про Красную Книгу Бурятии.
Новизна программы: состоит в том, что в процессе обучения ученики получают
знания о простейших законах рисования и строения формы, цветоведения и
композиции. Учатся видеть красоту окружающего мира и красоту природы
родного края и России. Новизна программы состоит в том, что темы по
изобразительному искусству связаны с краеведением и изучением природы
родного края.
Направленность
программы:
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа по социально-гуманитарной направленности
«Краеведческая Палитра» направлена на развитие творческого потенциала детей,
их воображения и мышления, раскрытие их индивидуальности и креативности.
Содержание программы построено так, чтобы обучение было направлено на
создание условий для развития духовных качеств личности, способной
чувствовать и воспринимать сущность художественной культуры, а также
осваивать формы эстетической деятельности, изучать и познавать природу
родного края и знакомство с флорой и фауной Республики Бурятии и России.
Приобретение опыта творческой деятельности и опыта эмоциональноценностных отношений происходит через знакомство, как с мировой историей и
культурой, так и культурой родного родного края. Изобразительное творчество важное средство познания и отражения действительности о всей ее сложности и
многообразии.
Цель программы: развитие творческих и художественных способностей у
обучающихся через приобщение его к изобразительной деятельности через
изучение флоры и фауны родного края. Содержание программы нацелено на
познавательную деятельность в рисовании каждого обучающегося с учетом его
возрастных особенностей. Значительное внимание уделяется повышению
мотивации,
развития в детях способность видеть красоту природы и
окружающего мира.
Отличительные особенности программы:
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной
программы заключается в том, что она составлена в соответствии с
современными нормативными правовыми актами и государственными
программными документами по дополнительному образованию, требованиями
новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных
Федеральными государственными образовательными стандартами нового
поколения.
Программа знакомит с миром искусства даѐт учащимся возможность повысить
свой уровень культуры, содержание программы построено так, чтобы обучение
было направлено на создание условий для развития духовных качеств личности,
способной чувствовать и воспринимать сущность художественной культуры, а
также осваивать формы эстетической деятельности и знакомит с миром природы
родного края.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1. Вводное занятие
2. Цветоведение
3. Флора и фауна в рисунке акварелью
4. Красная книга Бурятии
5. Пейзаж
Адресат программы: Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана
на обучающихся младшего школьного возраста (7-10 лет) без специального
отбора. 7-10 лет – это возраст относительно спокойного и равномерного
физического развития. Основной, ведущей деятельностью является учение,
важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Младшие
школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода
созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым
любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём
раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Следующая особенность
восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с
действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития
связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка
– значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какиелибо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность обучающихся –
ярко выраженная эмоциональность восприятия. В процессе обучения происходит
перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития,
принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе
обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим,
дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию обучающихся. Основная
из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого
регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста
ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так
называемой близкой мотивации. Значительно лучше в младшем школьном
возрасте развито непроизвольное внимание. Основная тенденция развития
воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование
воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого
или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком
и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более
правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение
как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой
впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации,
также развивается.
Срок и объем освоения программы: группы разновозрастные. Комплектование
группы проводится на базе образовательного учреждения МАОУ «СОШ № 50»,
из учащихся в возрасте 7-11 лет интересующихся рисованием и нацеленных на
творческую работу, желающих проявить свои способности в изобразительной
сфере.
Форма обучения: очно-заочная.
Особенности
организации
образовательной
деятельности:
группы
разновозрастные. Комплектование группы проводится на базе образовательного
учреждения МАОУ «СОШ № 50», имеющего музейный уголок, из учащихся в
возрасте 7-11 лет интересующихся темой краеведения и изобразительным
искусством, нацеленных на творческую и исследовательскую работу и желающих
проявить свои способности в гуманитарной области.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Задачи:
Обучающие:
- сформировать компетентности учащихся по разделам программы: рисунку,
живописи,тематической композиции.
-научить осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании
отношения
к
человеку,
природным
и
социальным
явлениям;
-способствовать формированию способности осознавать главные темы искусства
и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности,
создавать выразительные образы.
-познакомить с жанрами изобразительного искусства;
-познакомить с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, зрительную память, пространственное мышление
и способность эмоционально воспринимать окружающую действительность и
передавать
в
художественно-творческой
деятельности;
- развивать познавательную, творческую и социальную активность учащихся,
потребность
в
самообразовании;
- развивать эстетический вкус на основе творческого анализа произведений
искусства.
- развить у обучающихся чувственно-эмоциональные проявления: внимание,
память, фантазию, воображение;
- развить колористическое видение;
-улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера.
Воспитательные:
- воспитать способность передавать в собственной художественной деятельности
красоту
мира,
- сформировать уважение к культуре и искусству,
-воспитать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к
преодолению трудностей.
-сформировать у обучающихся устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
- способствовать воспитанию терпения, усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Условия реализации программы:
Сроки реализации: Полный объем программы учебных часов (32 часа обучения).
Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю по два часа
Условия набора и формирования групп:
Формирование учебных групп производится на добровольной основе. При
комплектовании групп допускается совместная работа в одной группе
обучающихся без ограничений по возрастному признаку.
Ожидаемое минимальное число детей, обучающееся в одной группе – 10 человек.
Ожидаемое максимальное число детей, обучающееся в одной группе – 15
человек.
Планируемые результаты:
В результате реализации программы предполагается достижение определенного
уровня овладения обучающимися изобразительной грамоты.
Личностные:
-умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
-самостоятельность;
-уверенность в своих силах.
-способность к адекватной самооценке;
-умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- трудолюбие, упорство в достижении цели;
-эмпатия, взаимопомощь.
Предметные:
-имеют представления об основных видах и жанрах изобразительного искусства;
-владеют начальными сведениями о рисунке и живописи,
-знают элементарные правила смешивания основных и составных цветов;
-умеют делить цветовой круг на группу теплых цветов и группу холодных
цветов;
-передают в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение,
основной цвет предметов;
-правильно работают акварельными и гуашевыми красками, разводят и
смешивают краски, ровно закрашивают ими нужную поверхность;
Метапредметные:
-знают правила техники безопасности;
-правильно сидят за столом, верно держат лист бумаги и карандаш;
-свободно работают карандашом, без напряжения проводят линии в нужных
направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
-готовят рабочее место и выполняют практическую работу по предложенному
педагогом плану с опорой на образцы, рисунки;
По окончании обучения предполагается, что у обучающихся будут развиты:
-художественно-эстетический вкус, воображение; внимание, память, фантазия,
воображение, колористическое видение.
-будет наблюдаться улучшение моторики; пластичность, гибкость рук и точность
глазомера; усидчивость, умение доводить процесс рисования до конца;
1.3. Содержание программы
«Краеведческая Палитра»
Стартовый уровень
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/контроля
1
Вводное занятие
2
2
2
Беседа
2
Цветоведение
6
1
5
Беседа
2.1
Цветовые
оттенки
основных цветов.
(красный, синий,
жёлтый)
Растяжка цвета.
5
Практические задания
3
Флора и фауна в
рисунке
акварелью.
10
1
9
Практические задания
4
Красная Книга
Бурятии
10
1
9
Практические задания
5
Пейзаж
6
1
5
Практические задания
Итог: 34 часа
2.Комплекс организационно - педагогических условий
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)
17
34
с 01.06.2024 г. по 31.08.2024 г.
с 14.09.2024 по 31.05.2024 г.
Декабрь 2024
Май 2024
2.1. Календарный учебный график
изостудии «Краеведческая Палитра»
Первый учебный год
№ п/п
Тема занятия
1.
Вводное занятие.
05.02.24 Правила работы с
карандашом и
кисточкой
2.
Цветоведение.
12.02.24 Цветовые оттенки
основных цветов.
(Красный, синий,
жёлтый)
Растяжка цвета.
3.
Праздник тёплых и
19.02.24 холодных цветов
(Жёлтый, оранжевый,
красный, зелёный,
синий, голубой)
Смешивание цветов
4.
26.02.24 Рисуем осенние листья
5.
05.03.24
6.
12.03.24
Пятно. Рисуем цветных
рыбок
Птицы-наши друзья.
Учимся рисовать птиц.
(Снегирь, цыплёнок,
гусь)
7.
Весёлый зоопарк.
19.03.24 Учимся рисовать
животных (заяц,
кролик, лиса, волк,
Количество часов
2
2
2
2
2
2
2
8.
26.03.24
9.
02.04.24
10.
16.04.24
11.
23.04.24
12
30.04.24
13
01.05.24
белка, лошадь, медведь,
собака, кошка, рысь,
ёж, овечка)
Насекомые.
Учимся рисовать
насекомых. (бабочка,
жук, стрекоза, пчела,
кузнечик)
Растения. Учимся
рисовать растения
(розы, тюльпаны,
василёк, подснежник,
веточки растений)
Красная книга Бурятии.
Рисование животных
занесённых в Красную
книгу. (снежный барс,
северный олень,
горный козёл, даурский
ёж, алтайский крот,
речная выдра)
Красная книга Бурятии.
Рисование птиц
занесённых в красную
книгу Бурятии.
(Альпийская галка,
Балобан, Белая сова,
Белоспинный дятел,
Беркут, Домовой сыч,
Дубровник, Орланбелохвост, Зимородок
обыкновенный)
Красная книга Бурятии.
Рисование
земноводных
занесённых в красную
книгу Бурятии.
(Дальневосточная
квакша, Монгольская
жаба)
Красная книга Бурятии.
Рисуем насекомых
занесённых в красную
книгу Бурятии
(Аполлон Бремера,
2
2
2
2
2
2
14
07.05.24
15
14.05.24
16
21.05.24
17
28.05.24
Аполлон Эверсмана,
Голубянка Киана
Переливница большая)
Красная книга Бурятии.
Рисуем растения
занесённые в красную
книгу Бурятии
( Гнездоцветка
клобучковая, калипсо
луковичная, башмачок
крупноцветковый,
любка двулистная)
Выполнение
простейшего пейзажа
(основы композиции и
пейзажа)
Выполнение
простейшего пейзажа с
репродукции
Выполнение
простейшего пейзажа
по фото. (Пейзаж
родных просторов.
Рисование (по фото или
с репродукции)
пейзажей Бурятии
(Байкал, Саяны,
Ольхон, река Селенга,
Аршан, Листвянка,
Баргузинская долина,
река Иркут, Песчаная
бухта)
2
2
2
2
1.4. Содержание тем программы.
1.1.Содержание учебно-тематического плана
Тема: 1. Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ, правила поведения обучающихся. Знакомство с группой
детей. Основные материалы и инструменты, используемые в рисовании. Правила
работы карандашом и кисточкой.
Тема: 2. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов.
Теория: Характеристика цвета трёх основных цветов. Основные и
дополнительные, теплые и холодные цвета. Понятие о составе сложных цветов
путем смешивания.
Практика: Растяжка трёх основных цветов: Красный, синий, жёлтый.
Растяжка тёплых цветов на формате в квадратах: оранжевый, жёлтый.
Смешивание двух цветов.
Растяжка холодных цветов: голубой, зелёный
Смешивание двух цветов
Тема 3. Праздник тёплых и холодных цветов.
Теория: Цветовой круг. Понятие о теплых и холодных цветах.
Практика: Получение тёплых и холодных оттенков цвета путём смешивания.
Растяжка полученных цветов в нарисованных рамках.
Тема 4. Рисуем осенние листья.
Теория: Понятие осевая линия. Ознакомить с конструктивным строением
листьев, локальным цветом и нахождением нужных оттенков путем смешивания
цветов.
Практика: Рисунок карандашом осеннего листа с элементами построения:
осевые линии
Рисование осенних листьев путём смешивания цветов.
Тема 5: Пятно. Рисуем рыбок.
Теория: Понятие пятно.
Практика: Рисунок карандашом рыбок с элементами построения: осевые линии,
симметрия. Рисование рыбок пятном, путём смешивания цветов.
Тема 6: Птицы наши друзья. Учимся рисовать птиц.
Теория: Изучение понятия симметрия, ассиметрия.
Практика: Рисование снегиря, цыплёнка, гуся карандашом с элементами
построения: симметрия, ассиметрия.
Тема 7: Весёлый зоопарк: учимся рисовать животных.
Теория: Понятие целостность композиции.
Практика: Рисование животных: лиса, кролик, волк, рысь, ёж с элементами
построения: симметрия, ассиметрия с соблюдением целостности композиции.
Тема 8: Насекомые. Учимся рисовать насекомых.
Теория: Понятие осевая линия.
Практика: Рисование насекомых: бабочка, жук, стрекоза, пчела, кузнечик с
элементами построения: осевая линия, симметрия, ассиметрия. Закрепление
материала о понятии осевая линия.
Тема 9: Растения. Учимся рисовать цветы.
Теория: Понятие осевая линия. Закрепление материала.
Практика: Рисование цветов: Розы, тюльпаны, василёк, подснежник, веточки
растений с элементами построения – осевая линия.
Тема 10: Красная книга Бурятии. Рисуем животных занесённых в Красную
книгу Бурятии.
Теория: Знакомство с разнообразными животными Бурятии, а также с тем, как
люди пытаются сохранить редкие растения и животных.
Практика: Рисунок снежного барса, северного оленя, горного козла, даурского
ежа, алтайского крота и речной выдры с поэтапным построением, соблюдением
пропорций и симметрии.
Тема 11: Красная книга Бурятии. Рисуем птиц занесённых в Красную книгу
Бурятии.
Теория: Знакомство с разнообразными животными Бурятии, а также с тем, как
люди пытаются сохранить редкие растения и животных.
Практика: Рисунок альпийской галки, белой совы, балобана, беркута и
белоспинного дятла с поэтапным построением, соблюдением пропорций и
симметрии.
Тема 12: Красная книга Бурятии. Рисуем земноводных занесённых в
Красную книгу Бурятии.
Теория: Знакомство с разнообразными земноводными Бурятии, а также с тем,
как люди пытаются сохранить редких земноводных и животных.
Практика: Рисунок дальневосточной кваши, монгольской квакши с поэтапным
построением, соблюдением пропорций и симметрии.
Тема 13:Красная книга Бурятии. Рисуем насекомых занесённых в Красную
книгу Бурятии.
Теория: Знакомство с разнообразными насекомыми Бурятии, а также с тем, как
люди пытаются сохранить редких насекомых и животных.
Практика: Рисунок аполлона Бремера, аполлона Эверсмана, голубянки Киана,
Переливницы большой с поэтапным построением, соблюдением пропорций и
симметрии.
Тема 14: Красная книга Бурятии. Рисуем растения занесённые в красную
книгу Бурятии.
Теория: Знакомство с разнообразными растениями Бурятии, а также с тем, как
люди пытаются сохранить редкие растения.
Практика: Рисунок гнездоцветки клобучковой, калипсо луковичной,башмачка
крупноцветкового, любки двулистной с соблюдением симметрии.
Тема 15: Выполнение простейшего пейзажа. Основы композиции и пейзажа.
Теория: Понятие композиция, основы композиции. Понятие пейзаж.
Практика: Рисунок пейзажа карандашом и акварелью с соблюдением
композиции.
Тема 16:Выполнение простейшего пейзажа с репродукции
Теория: Пейзаж – как жанр изобразительного искусства. Понятие и основы
пейзажа. Понятие горизонт, линия горизонта.
Практика: Рисунок пейзажа с репродукции картины, карандашом и акварелью с
соблюдением композиции.
Тема 17: Выполнение простейшего пейзажа по фото.
Теория: Закрепление материала о понятии горизонт, линия горизонта.
Практика: Рисунок пейзажа Бурятии: Байкал, Саяны, Ольхон, река Селенга,
Аршан, Листвянка, Баргузинская долина, река Иркут, Песчаная бухта по фото
карандашом и акварелью с соблюдением композиции.
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Характеристика (заполнить)
Мебельные стенки для хранения наглядных
пособий
Классные доски для рисования на белой
плоскости
Столы
Стулья
Мольберты
Материально-техническое
обеспечение
Натюрмортные столы
Искусственные источники света: переносные
светильники
Натюрмортный фонд:
драпировки(ткани разной фактуры и цветов),
предметы быта,
простые гипсовые геометрические фигуры:
шар, конус, цилиндр, пирамида, куб, додекаэдр,
икосаэдр, пирамида четырехгранная, пирамида
шестигранная, призма четырехгранная, призма
шестигранная, сечение конуса с цилиндром,
сечение параллелепипедов, сечение пирамиды с
параллелепипедом, усеченный цилиндр, призма
восьмигранная.
Учебники Изобразительное искусство
Информационное
обеспечение
Кадровое обеспечение
Раздаточный материал по темам уроков
Художественно-дидактические таблицы по
основным разделам изобразительной грамоты
(основы перспективы, цветоведения, приемам
рисования с натуры)
Художник-живописец, преподаватель
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Творческая работа
Конкурс
Выставка
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
Методики
ДООП
Уровень
развития
творческого Методика
«Креативность
личности»
Д.
потенциала учащихся
Джонсона
Уровень развития социального опыта Тест «Уровень социализации личности» (версия
учащихся
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
Уровень сохранения и укрепления
деятельности образовательных учреждений» под
здоровья учащихся
ред. М.М. Безруких
Уровень
теоретической
подготовки Разрабатываются ПДО самостоятельно
учащихся
Уровень удовлетворенности родителей Изучение удовлетворенности родителей работой
предоставляемыми
образовательными образовательного
учреждения
(методика
услугами
Е.Н.Степановой)
Оценочные
материалы
(указать
конкретно по предметам в соответствии
с формами аттестации)
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Выставка
Мастер-класс
Педагогические технологии:
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Наглядный материал
Список литературы
Нормативные акты:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ (ред. от 25.12. 2023)
«Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2024)
Статья 83. Особенности реализации программ в области искусств.
1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. – Изобразительное искусство в начальной
школе 1-2 кл., Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 1
часть, – М.: Дрофа, 2000.
2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. – Изобразительное искусство в начальной
школе 1-2 кл., Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 2
часть, – М.: Дрофа, 2000.
3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. – Изобразительное искусство в начальной
школе 3-4 кл., Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 1
часть, – М.: Дрофа, 2000.
4. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. – Изобразительное искусство в начальной
школе 3-4 кл., Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 2
часть, – М.: Дрофа, 2000.
5. Коротеева Е.И.– Изобразительное искусство. Искусство и ты, 2 класс,
учебник для общеобразовательных учреждений, Е.И.Коротеева; под ред.
Б.М. Неменского, – М.: Просвещение, 2011.
6. Сокольникова Н.М. – Изобразительное искусство: Учебник для учащихся
5-8 кл.: Ч.1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996.
7. Сокольникова Н.М. – Изобразительное искусство: Учебник для учащихся
5-8 кл.: Ч.2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996.
8. Сокольникова Н.М. – Изобразительное искусство: Учебник для учащихся
5-8 кл.: Ч.3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.