КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА» ГОРОДА УЛАН-УДЭ
Принята на заседании
Утверждаю:
Педагогического совета
Директор МАУДО
от «29» августа 2025 г.
ГЦДЮНТур г. Улан-Удэ
Протокол № 1
__________ Б. П. Чимитов
« » _____________2025 г.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая)программа
социально-гуманитарной направленности
«Путешествие по родному краю»
Возраст учащихся: 12 - 16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:Гармаева Н.Ю.
г. Улан-Удэ, 2025
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к
устройству».
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Актуальность:
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний об
истории культуре родного края, создания условий длястановления гражданина своего
Отечества,человека, бережно относящегося к окружающему его миру, понимающего его ценности
для осознанного взаимодействия с ним каждого гражданина. Д.С.Лихачёв, говоря о значимости
краеведческого образования, называл его «нравственной оседлостью населения». Наша Республика
Бурятия – имеет самобытную роль в истории России. Краеведение изучает социально–
экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, области.
История и культура родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные
события – как проявление закономерности исторического процесса. состоит в том, что она
изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия малой Родины как части
России. Подрастающее поколение не видит примеров истории, которые могли бы вызывать не только
уважение, но даже гордость за свою страну, свой народ. Именно поэтому сейчас, когда остро
ощущается необходимость возрождения духовности для формирования нравственной личности
гражданина, очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях через
создание осознанного стремления к изучению истории родного села, улицы, дома, семьи, к изучению
культуры своего народа, прошлого и настоящего своей «малой родины».
Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного
развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному
человеку сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.
Посредством занятий в краеведческом объединении обучающимся будет прививаться любовь
к Отчизне через любовь к своей малой Родине – Республике Бурятии, г. Улан-Удэ.
Данная программа дает воспитанника теоретические знания и
осуществлению краеведческой, учебно - исследовательской работы.
практические навыки по
Новизна программы заключается в том, что в педагогическом процессе используются методы и
методические приемы, которые направлены на воспитание свободной личности, на формирование у
детей
способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, умения
выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения, тщательно обдумывать принимаемые
решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и
профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Путешествие по
родному краю » включает культурно – образовательные аспекты, призванные развивать
уважительное отношение обучающихся к истории родного края, политическому и культурному
развитию. Она охватывает период примерно с 1650 года до начала ХIХ века. Сегодня
исследовательская, практическая и творческая деятельность учащихся невозможна без
использования электронных образовательных ресурсов нового поколения современных поисковых
систем, социальных сетей, которые помогают формированию культуры учебной деятельности
ребёнка, приобретению навыков самообразования, самоконтроля, социализации, адаптации в
обществе. Всё это способствует интенсивному полихудожественному развитию учащихся за счёт
возможностей арсенала мультимедиа и возможности выбора индивидуальных приёмов,
индивидуального темпа обработки информации, а также учатся взаимодействовать в команде.
Программа имеет практико-ориентированный подход, адаптирована под местные условия и
составлена с учетом местной специфики. Позволяет формировать понятия на основе
непосредственного изучения истории родного края, природно-географических объектов, а также
фондов и экспозиций музеев города.Предусматривает социально-значимую деятельность детей:
участие в конкурсах, исследованиях, проведение экскурсий, а также в мероприятиях разного уровня.
В каникулярное время программой предусмотрено участие детей в экскурсиях с целью проведения
исследований и закрепления пройденного материала. Благодаря хорошо продуманной практической
части программа способствует формированию практических умений и навыков воспитанников, то
есть осуществляется практико-ориентированный подход. Программой предусмотрена проектноисследовательская деятельность учащихся в виде разработки и защиты проектов и исследовательских
работ, что позволяет не только развить исследовательский интерес, но и творческий потенциал ребят.
Содержанием программы предусмотрено формирование патриотических чувств воспитанников
через изучение истории родного края; прививается чувство долга и ответственности за будущее
малой родины.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
Историко-культурное краеведение, основы музееведения, учебно-исследовательская работа, основы
экскурсионной работы.
Вид программы:
Модифицированная программа:
– это программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа либо программа,
разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации,
возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности,
нестандартности индивидуальных результатов.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Адресат программы: Программа рассчитана на обучающихся 5-10 классов.
Время, отведенное на обучение, занимает 216 часов в год (6 часов в неделю), занятия проводятся 3
раза в неделю по 2 часа, причем практические занятия составляют большую часть программы.
Наполняемость группы 25 человек, атакже возможно осуществление индивидуальных и групповых
консультаций.
Срок и объем освоения программы:
1 год, 216 педагогических часов
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные. Комплектование
группы проводится на базе образовательного учреждения МАОУ «СОШ № 9», из учащихся в
возрасте 12 -16 лет интересующихся темой краеведения и музееведения, нацеленных на
творческую и исследовательскую работу и желающих проявить свои способности в гуманитарной
области.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.
Форма организации образовательного процесса - учебное занятие.
Форма организации деятельности: группа, подгруппа, индивидуальные занятия.
Формы занятий: Лекции, семинары, дискуссии, конференции, занятие-игра, экскурсии. Виды
занятий:
сбор материалов об истории Великого Чайного пути;
написание учебных проектов, исследовательских докладов;
формирование банка краеведческих данных;
создание историко-краеведческих и топонимических карт;
изучение народного творчества;
изучение традиций народных промыслов;
изучение культурно-краеведческих традиций края, образования и науки;
экскурсии;
встречи с земляками – носителями исторической краеведческой информации;
краеведческие викторины, игры, праздники.
Предмет
Количество часов
Основы историко-культурного краеведения
Теория и практика исследовательской работы
6 часов в неделю; 32 часа в год
Основы музееведения
6 часов в неделю; 30 часов год;
Организация и проведение путешествия
6 часов в неделю; 124 часов в год;
6 часов в неделю, 30 часов в год;
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель образовательной программы - воспитание в подрастающем поколении уважения к своим
корням, вовлечение их в общественно-значимую и научно-исследовательскую деятельность по
изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края
средствами краеведения и музейного дела.
Задачи:
- Образовательные (обучающие):
- изучит основные понятия, применяемые в исследовательской деятельности;
- дать представление об основных этапах и методах исследований;
- научить самостоятельно проводить, оформлять, представлять и защищать исследовательские
работы;
- познакомить с культурным наследием родного края;
- дать представление об особенностях музейной работы.
- Развивающие:
- развитиеинтеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- развитие исследовательского мышления обучающихся;
- развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности;
- развитие умения публичного выступления, ведения дискуссии;
- оказать содействие обучающимся в раскрытие их творческих способностей в краеведческой,
исследовательской и экскурсионной деятельности.
- Воспитательные:
- способствовать формированию интереса к освоению опыта познавательной, творческой,
исследовательской деятельности;
- способствовать формированию у обучающихся понимания того, что исследовательская
деятельность необходимая составляющая любого обучения;
-способствовать созданию условий для социального и профессионального самоопределения
обучающихся;
- формирование активной жизненной позиции как основы патриотизма и гражданского сознания;
- расширить у обучающихся представлений об истории родного края, его природы и культурных
объектах.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации программы, учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат
показателем результативности работы кружка.
Предметные:
сведения из истории Бурятии;
сведения из истории своей школы и из биографии учительского состава;
ключевые понятия по темам.
Метапредметные:
работать с историческими источниками;
уметь брать интервью;
проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;
оформлять полученные материалы в творческих работах;
уметь представлять свою исследовательскую работу.
1.3. Содержание программы «Путешествие по родному краю»
Учебный план
№п/п Название раздела, темы
1.
Основы историко-
Количество часов
Формы
Всего
Теория
Практика аттестации/контроля
32
7
25
2
2
8
2
6
Практические задания
2
1
1
Опрос по
культурного краеведения
1.1
Историческое краеведение –что
Беседа
это? Цели и задачи ИК
1.2
Исторические источники и
работа с ними
1.3
Археологические памятники
Бурятии
ист.сточникам
1.4
Музеи г.Улан-Удэ
1.5
Традиции декабризма в Бурятии 8
Теория и практика
30
исследовательской работы
С чего начинается
2
2
2.1
12
Учебный проект
2
6
беседа
11
19
12
2
Лекция с элементами
исследовательская работа?
беседы
2.2
Виды учебных проектов.
2
1
1
Практические задания
2.3
Требования к оформлению
6
4
2
Опрос
6
4
2
Практические задания
14
Защита проекта
учебных проектов и
исследований.
2.4
Технические средства и
технологии в учебном проекте
2.5
Мой первый учебный проект
14
3
Основы музееведения
30
9
21
3.1
Для чего нужны музеи?
2
1
1
Беседа, опрос
3.2
Виды музеев, их функции
6
2
4
Практическая работа
3.3
Фонды музеев Бурятии.
19
3
16
Лекция с элементами
беседы
3.4
Музейная документация
3
3
Тест
4
Организация и проведение
124
14
110
путешествия
4.1
Историческое краеведение
2
2
беседа
4.2
Техника безопасности при
2
1
1
опрос
20
2
18
Практические задания
25
3
22
Оформление дневника
проведении экскурсий
4.3
4.4
4.5
4.5
Памятники истории и культуры
родного края
Туристско- краеведческие
возможности Бурятии на
маршруте Великого чайного
пути
путешествия
Кяхта – торговый город на
Великом Чайном пути
6
Монголия как промежуточный
40
6
Оформление дневника
путешествия
4
36
этап на Великом Чайном пути.
Оформление дневника
путешествия
Традиции и обычаи монголов.
4.7
г. Ханькоу ( ныне Ухань) в
30
2
28
Китае как прародина Великого
Оформление дневника
путешествия
чайного пути
4.8
Итоговое занятие
2
Всего:
216
1.
0
2
Итоговая аттестация
Основы историко-культурного краеведения– 32 часа
Вводная часть
Теория. Введение. Что такое историко-культурное краеведение? Историческое время и
историческое пространство. Исторические источники и их классификация (письменные и
материальные) источники.
Практика. «Знаменательные даты» - практическое задание по составлению
исторического календаря. Знакомство с историческими источниками, имеющимися в
школьном музее.
Исторические источники и работа с ними. Знакомство с историческими источниками,
имеющимися в школьном музее. Составление карточек - описаний экспонатов.
Археологические памятники Бурятии.
Теория. Археология как наука.
Практика. «Археологические памятники г. Улан-Удэ» - тематические экскурсии в музеи
города. Практическое задание: составить карту археологических памятников города.
Практика. Просмотр роликов по «Истории Улан-Удэ». Лекции-беседы по просмотренным
роликам.
Музеи г.Улан-Удэ.
Знакомство с историей создания Этнографического музея народов Забайкалья, который представляет
собой крупнейший в России музей под открытым небом, Национальногомузея Республики Бурятия с
его филиалами, такими как Музей истории Бурятии и Художественный музей им. Ц. Сампилова, а
также Музеем природы Бурятии и Музеем истории города Улан-Удэ. История и культурные
традиции народов Бурятии,г. Улан-Удэ – исторический город.
Практика. Викторина: «Что мы знаем об истории и культуре нашей республики?».
Круглый стол: «Исторические памятники города».
Традиции декабризма в Бурятии.
Теория: Знакомство с просветительской деятельностью декабристов в Бурятии, с научным
культурным вкладом декабристов в
изучение и развитие Сибири.
Практика: Посещение музея декабристов п.Новоселенгинск.
2.
Теория и практика исследовательской работы -30 ч.
С чего начинается учебно-исследовательская работа? Виды учебно- исследовательской работы.
Требования к оформлению.
Практика. «Учебный реферат» - практическая работа по оформлению учебного реферата.
Технические средства и технологии в учебно-исследовательской деятельности
Теория. Информационно-коммуникативные технологии в учебно- исследовательской работе.
Практика. Практическая работа: «Элементы учебно-исследовательской работы с
использованием ИКТ».
Использование фондов и экспозиций музеев г.Улан-Удэ в учебно-исследовательской работе
Теория. Техника и технология использования фондов городских музеев в учебно- исследовательской
работе.
Итоговая работа – «Мой первый учебный проект».
3.
Основы музееведения -30 часов.
Теория. Основные функции музеев. Комплектование (поиск и сбор материалов и предметов
определенной тематики, составляющих коллекцию музея); изучение (научное описание,
систематизация памятников истории и культуры); охранная (реставрация, консервация,
воспроизведение, обеспечение безопасного хранения памятников истории и культуры);
пропагандистская. Знакомство с музейными профессиями: реставратор, хранитель фондов, главных
хранитель, научный сотрудник, фотограф, художник экспозиционер, архивариус, экскурсовод,
методист и т.д.
Практика.Учащимся предлагается самостоятельно определить круг необходимых профессий для
обеспечения функционирования музея.
Теория. Понятие о музеях, музейных коллекциях. Тематическое собрание музейных коллекций.
Виды и профили музеев. Сбор музейных коллекций и комплектование фондов – начальная стадия
создания музея. Основные цели комплектования – выявление и собирание памятников истории и
культуры; сбор разносторонней информации, отражающей взаимосвязь этих памятников, изучаемых
процессов и явлений; собрание и систематическое пополнение музейных собраний, соответствующих
его профилю и тематике. От того, насколько фонды музея полны и разнообразны, зависит профиль
музея, содержание его экскурсионной и образовательной деятельности в зависимости от содержания
музейной коллекции определяются профили музеев: исторические, военноисторические,
удожественные и литературные, этнографические, мемориальные, краеведческие,
естественнонаучные и др.
Практика. Определить чем отличаются музей-выставка, музей – мастерская, студия.Теория. Фонды
музея. Основной и научно- вспомогательный фонд. Понятие о музейном фонде. Понятие о музейном
предмете. Виды фондов: ИЗО, рукописно документальный, фото- фоно- кино фонд, предметнобытовой, фонд нумизматики, оружейно-технический и др. Разделение фонда музея на основной и
научно вспомогательный. Копии музейных предметов: новодел, реконструкция, репринтные
издания. Хранение и обеспечение сохранности музейного фонда.
Практика. Изготовить новодел для музея.
Теория. Музейная документация. Музейная документация – как средство государственного учета
памятников истории и культуры, обеспечивающее их сохранность и точную фиксацию. Инвентарные
книги – основной документ учета и охраны музейных предметов. Акт приема-передачи музейных
предметов на постоянное и временное хранение. Шифровка и систематизация музейных предметов.
Коллекционная опись. Инвентарная карточка.
Практика. Составление «Легенды экспоната». Современные формы учета музейных предметов.
Использование компьютерных технологий в учетно- хранительской работе.
4.
Организация и проведение экскурсии- путешествия -124 ч.
Теория. Организация и проведение экскурсий.Специфика проведения экскурсий в культовых
объектах
Теория. Культовые объекты г. Улан-Удэ. Как организовать экскурсию в храм?
Практическое задание. Экскурсия в православный храм, Иволгинский дацан, мечеть.
Инновации в экскурсионной работе
Теория. Инновационные технологии экскурсионной работы. Виртуальная экскурсия.
Практика. Просмотр ролика «Виртуальная экскурсия по Эрмитажу».
Круглый стол «Применение форм виртуальной экскурсии для привлечения посетителей».
Туристско- краеведческие возможности Бурятии на маршруте Великого чайного пути.
Изучение и посещение исторических мест в Бурятии, связанных с торговлей и культурой, таких как
город-памятник Кяхта и Иволгинский дацан, а также природные достопримечательности мирового
значения, в первую очередь озеро Байкал, и знакомство с самобытной культурой и традициями
бурятского народа, например, через этнографические комплексы, как Тарбагатай, и местные
фестивали.
Традиции возникновения и проведения Чайной церемонии.
Изучение Чайной церемонии —комплекса ритуалов, возникшего в Китае и развившегося в
Японии, который включает приготовление и употребление чая в атмосфере уважения, гармонии и
эстетики. Ключевые этапы включают подготовку пространства с атрибутами, такими как свитки и
цветы, очищение гостей, приготовление и подачу сначала густого, затем легкого чая в строгом
порядке, а также обсуждение и осмотр посуды. Церемония направлена на создание особого
настроения, выражение благодарности и укрепление связей между участниками.
г. Ханькоу ( ныне Ухань) в Китае как прародина Великого чайного пути
Ханькоу (ныне Ухань) -одна из ключевых точек, откуда начинался Великий чайный путь в Россию, и
не столько прародина чая, сколько крупный пункт экспорта чая из Китая, из которого караваны
отправлялись на север, прежде чем пройти через Монголию и Сибирь.
Функция Ханькоу:
Город служил крупным центром торговли и отправки чая по сухопутным маршрутам в Россию, а не
был местом его первичного появления или культивации.
Маршрут:
Чай из Ханькоу перевозили на верблюдах по сухопутным коридорам, которые частично совпадали с
путями Великого Шелкового пути.
Исторический контекст:
Россия начала получать регулярные поставки чая из Китая в 1679 году, и Ханькоу был важным
звеном в этой торговле.
Монголия как промежуточный этап на Великом Чайном пути. Традиции и обычаи монголов.
С вхождением Монголии в состав Маньчжурского государства, китайские торговцы увидели в
степных кочевниках неплохой рынок. Кроме щёлка, муки и риса, чай был одним из товаров
имеющих большой спрос в Монголии. Благодаря договору от 1728 года, заключённого между
Царской Россией и Маньчжурией, торговля стала набирать обороты, одним из основных товаров,
идущих через территорию Монголии, стал чай. С этого момента монголы стали не только пить чай,
но и использовали его как средство для платежа. Также монгольские мужчины стали перевозить это
средство для платежа верблюжьими караванами, чем открыли для себя новый источник доходов.
“Чайная дорога” просуществовала до 1925 года, и как отмечал русский путешественник
Н.Пржевалський, в 1880-х годах, монголы, которые перевозили грузы по этому пути, заработали
около 2 миллионов рублей.
Изучение культурно-исторического наследия монголов. Созвучие культур монголоязычных
народов.
Изучение монгольского культурно-исторического наследия включает анализ уникальных традиций,
таких как кочевая культура, искусство и эпические сказания, а также изучение монгольского языка,
включая его диалекты. Созвучие культур монголоязычных народов проявляется в общих корнях
монгольских языков, схожих религиозных и обрядовых практиках, а также в общих исторических
событиях, например, связанных с Монгольской империей, которые оставили след во многих
культурах.
Кяхта – торговый город на Великом Чайном пути.
Кяхта – исторический торговый город и пограничный форпост России на границе с Китаем,
основанный в 1727 году, игравший ключевую роль на Великом Чайном пути как главный центр
вывоза чая из Китая в Россию и далее в Европу. Через Кяхту ввозили чай, а взамен вывозили сукно,
мануфактуру, пушнину и кожу, что сделало город знаменитым и влиятельным центром торговли в
XVIII-XIX веках.
Ключевые факты о Кяхте как торговом городе: история основания, роль на Великом Чайном пути
,предметы торговли, торговые пути, значение города.
Регионы России, через которые пролегал Великий чайный путь.
Великий чайный путь проходил через российские регионы Бурятия, Забайкальский край, Иркутская
область, Красноярский край, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область,
Тюменская область, Свердловская область, Пермский край, Кировская область, Ярославская область,
Московская область и Ленинградская область. Основные точки на территории России включали
Кяхту (Троицкосавск), Улан-Удэ (Верхнеудинск), Иркутск, Томск, Омск, Екатеринбург (Верхотурье),
Нижний Новгород, Москву и Санкт-Петербург.
г.Кунгур- чайная столица России
Кунгур действительно носил название "чайная столица России" в XIX веке, так как в городе
проживали и работали крупные чаеторговцы, которые превратили чай из экзотического напитка в
общенациональный. Этот термин связан с деятельностью известных купеческих династий, таких как
Грибушины, Кузнецовы и особенно Губкины, которые сыграли ключевую роль в развитии чайного
дела в Российской империи.
Известные чаеторговцы, развитие чаеторговли , историческое значение чаеторговли для города.
Путешествие по маршруту Великого чайного пути (Россия– Улан-Батор – Китай)
Путешествие по «Великому чайному пути» из России через Улан-Батор в Китай предполагает
движение по историческому караванному маршруту. Для планирования такого путешествия
потребуется исследовать маршруты, проходящие через Кяхту в Улан-Батор а затем в Китай.
Основные этапы и города, планирование путешествия, изучение исторических участков, связь с
туроператорами, посещение музеев.
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
108
Продолжительность каникул
с 01.06.2025 г. по 31.08.2026 г.
Даты начала и окончания учебного года
с 01.09.20235 по 31.05.6
Сроки промежуточной аттестации
Декабрь,2025 г.
Сроки итоговой аттестации (при наличии)
Май,2026 г.
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Характеристика
Материально-
техническое
Помещение: Просторный, хорошо проветриваемый класс или
кабинет, соответствующий нормам СанПиН.
обеспечение
Оргтехника: Персональный компьютер. Проектор и
экран. Цифровой фотоаппарат для фото- и видеофиксации.
Мебель:Ученические столы и стулья в достаточном
количестве.
Наглядные пособия и материалы:Карты, схемы, фотографии,
старинные предметы, макеты. Книги, справочники и другие
краеведческие издания. Материалы для проведения
исследований: гербарии, образцы почв, образцы предметов,
которые изучаются.
Дополнительное оборудование:Оборудование для хранения
экспонатов и материалов (шкафы, стеллажи
Информационное - видео
обеспечение - фото
- интернет источники
Кадровое Педагоги высшей квалификации
обеспечение
Формами аттестации являются:
Защита
Творческая работа
Экскурсия
Конкурс
Выставка
Презентация
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
Методики
ДООП
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Уровень развития творческого
Тест «Уровень социализации личности» (версия
потенциала учащихся
Р.И.Мокшанцева)
Уровень развития социального опыта
«Организация и оценка здоровьесберегающей
учащихся
деятельности образовательных учреждений»
под ред. М.М. Безруких
Уровень сохранения и укрепления
Разрабатываются ПДО самостоятельно
здоровья учащихся
Уровень теоретической подготовки
Изучение удовлетворенности родителей работой
учащихся
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)
Уровень удовлетворенности родителей
Тест «Историко-культурное краеведение».
предоставляемыми образовательными
Оценочные материалы (указать
услугами
Тест «Основы музееведения».
конкретно по предметам в соответствии Защита
Учебно-исследовательской работы.
с формами аттестации)
Тест «Основы экскурсионной работы».
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Исследовательский
Игровой
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Беседа
Встреча с интересными людьми
Выставка
Защита проекта
Игра
Презентация
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы предметов
2.6. Список литературы
1. Атлас Бурятии. – У-У, 2008.- 533 с.; ил.
2.Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности – М.:
Издательский центр «Академия», 2017 – 128 с.
3. Волков Л.С.. Школьный музей XX века. – Внешкольник, 2012, № 5, стр.20.
4. Гурьянов В. По Большой, Большой Николаевской. – У-У, 1998.- 216 с.
5. Герои Бурятии. – У-У, 2015.- 186 с.
6.Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения – М.: Просвещение, 2012.- 389 с.
7. Добрина Н.А. Экскурсоведение – М.: «Флинта», 2013 – 288 с.
8.Дорофеев М.В. Историческое краеведение – М.: Издательский центр
«Академия», 2014 – 192 с.
9. Емельяно Б.В. Экскурсоведение – М.: Издательство «Советский спорт»,
2007 – 298 с.
10. Исакова А.И. Учебно-исследовательская работа – Томск «ТУСУР»,
2016– 117 с.
11. Кудрина Т.А. Музеи школы. - М. Просвещение, 2004.- 248 с.
12. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. – Новосибирск, 1983. –
283 с.
13. Музееведение. Учебное пособие для студентов. – М., Педагогика, 2012.428 с.
14.Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. – М.:
Педагогика, 2013.-316 с.
15. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. – М.: Просвещение, 2010.286 с.
16. Семина Г. М. Из истории города Улан-Удэ.– У-У, 1996.- 194 с.
17.Соколова И.В. Следопыты ведут поиск. Пособие для учителей – М.:
Просвещение, 2013.-259 с.
18.Телишев В.Ф. Историческое краеведение – Казань: Издательство
Казанского государственного университета, 2009 – 45 с.
.