Рабочая программа Юный патриот (1)

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА» ГОРОДА УЛАН-УДЭ

Принята на заседании
педагогического совета
от «29» августа 2025 г.,
протокол № 1

Утверждаю:
Директор МАУ ДО «ГЦДЮнТур»
_______________Б.П.Чимитов
«__» _______ ____ г.

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
социально-гуманитарной направленности
«Юный патриот»
Возраст учащихся: 13 - 15 лет
Срок реализации: 1 год
Стартовый уровень
Автор - составитель:
Марковский А.Д., педагог
дополнительного образования

г. Улан-Удэ, 2025

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы Ошибка! Закладка не
определена.
1.1.

Пояснительная записка .............................................................................. 3

1.2.

Цель и задачи программы .............. Ошибка! Закладка не определена.

1.3.

Планируемые результаты освоения программы...................................... 5

1.4.

Учебно-тематический план ............ Ошибка! Закладка не определена.

1.5.

Содержание учебно-тематического планаОшибка! Закладка не определена.

2. Комплекс организационно-педагогических условийОшибка! Закладка не
определена.
2.1.

Календарный учебный график ...... Ошибка! Закладка не определена.

2.2.

Формы аттестации/контроля.................................................................... 12

2.3.

Оценочные материалы ................... Ошибка! Закладка не определена.

2.4.

Методическое обеспечение программыОшибка! Закладка не определена.

2.5.

Условия реализации программы ... Ошибка! Закладка не определена.

2.6.

Воспитательный компонент .................................................................... 15

3. Список литературы ............................ Ошибка! Закладка не определена.

1.
1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА «Юный патриот» разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №
629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
- СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Локальные акты образовательной организации:
- Устав образовательной организации МАОУ ДО "ГЦДЮнТур";
- Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МАОУ ДО "ГЦДЮнТур";
- Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля
освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МАОУ ДО
"ГЦДЮнТур".
Направленность (профиль): социально-гуманитарная.
Актуальность программы: обусловлена формированием патриотического сознания
подростков и является одной из основ их духовно-нравственного развития. Военнопатриотическое воспитание школьников включает в себя начальную военную, военнотехническую, морально-психологическую подготовку. В основе практики военнопатриотического воспитания должен лежать принцип единства всех его составных
частей, что позволит наиболее полно сформировать качества: любовь к стране,
дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость, силу, выносливость и
ловкость. Школьники получат хорошие навыки по строевой, стрелковой, медикосанитарной подготовке, по основам тактической подготовки.
Отличительные особенности программы можно отнести принцип ее построения формирование личности ребенка через вовлечение в деятельность. Осваивая новые
роли, преодолевая препятствия, накапливая новый опыт, программа ведёт к
формированию ценностных установок и коммуникативной культуры: дети смогут
применить полученные знания и полученный опыт при поступлении в военные высшие
учебные заведения.
В рамках программы планируются специализированные формы проведения
занятий: военно-спортивные игры, спартакиады по военно-прикладным видам спорта,
организация постов у памятника погибшим землякам, интеллектуальные конкурсы,
игры, занятия, социальные акции и другие мероприятия, направленные на решение
задач программы.

Новизна заключается в приоритетах образовательных функций программы «Юный
патриот»: знакомство с военно-учетными специальностями, обучение навыкам
выживания в моделируемых различных экстремальных ситуациях, формируя основу
морально-нравственной личности ребенка.
Навыки военных специальностей школьники получают в течение учебного года.
Свои умения и навыки проверяют и закрепляют в тактических военных и подвижных
спортивных играх на местности, комбинированных эстафетах, смотрах, конкурсах,
викторинах.
Вид программы: Модифицированная программа.
Направленность программы: военно-спортивная.
Адресат программы: Программа рассчитана на школьный возраст 13-15 лет.
В этом возрасте складываются собственные моральные установки и требования,
которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.
Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные
требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они
начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно
добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и
малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем
насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Больше не
существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к
расхождениям между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают
требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный,
искренний тон взаимоотношений.
Срок и объем освоения программы:
__1___год, _216____педагогических часов, из них:
 «Стартовый уровень» - _1___ год, _216___педагогических часов;
Форма обучения: очно-заочная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
Режим занятий:
Предмет Стартовый уровень
_6__часов в неделю;
__216_часов в год.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: формирование здорового образа жизни средствами военно-прикладного дела,
создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления,
мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения
личности.
Задачи:
Образовательные (обучающие) - приобретение умений и навыков работе в команде;
приобретение специальных знаний по вопросам военной подготовки.
Развивающие – расширение и углубление знаний обучающихся по истории военного
дела.
Воспитательные – воспитание учащихся в духе любви и преданности Отечеству, краю,
городу, дому; формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
формирование гуманного отношения к окружающей среде; физическое
совершенствование школьников — развитие силы, выносливости, координации
движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями.
1.3.Планируемые результаты освоения программы
По завершении первого года обучающиеся должны знать:
Ожидаемые результаты:
Стартовый уровень
приобретение школьниками знаний о строевой подготовке, об основах
Знать
оказания первой медицинской помощи, о знаниях в области строевого устава
работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от
Уметь
собственных; - договариваться и приходить к общему решению;
Владеть
Владение навыками оказания первой доврачебной медицинской помощи.
Предметные образовательные результаты
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности
можно оценивать по двум уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками
знаний о строевой подготовке, об основах оказания первой медицинской помощи, о
знаниях в области строевого устава.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
- установка на безопасный, здоровый образ жизни;

- потребность
сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение
к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к
мнению одноклассников;
Метапредметные результаты
Изучения курса является формирование следующих универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научаться:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательная УУД:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
- работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
формулировать свои затруднения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению;
осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении правил строевого устава,
подготовки, предстоящая служба в вооруженных силах России.

1.3. Содержание программы
«Юный патриот»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

2

2

-

Формы
аттестации/контроля

1

Вводное занятие,
введение в
образовательную
программу

2

Общая физическая
подготовка

66

6

60

Зачёт, сдача нормативов.

3

Строевая

50

6

44

Зачёт

4

Военные-санитары. 30
Основы гигиены,
первая доврачебная
помощь

6

24

Зачёт

5

Огневая подготовка 40

4

36

Зачёт

6

Основы техники

26

6

20

Зачёт

2

-

2

игра

216

34

182

подготовка.

выживания
Топография и
ориентирование
7

Итоговое

Содержание учебного плана
1.
Общая физическая подготовка (ч.)
1.1 Правила выполнения самостоятельных занятий ОФП Предупреждение
травматизма. Подбор заданий для самостоятельных занятий. Гигиена и закаливание.
Теория: правила выполнения самостоятельных занятий ОФП. Упражнения и игры на
развитие быстроты и выносливости. Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств.
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры.

2. Общая и специальная физическая подготовка.
2.1. Сведения о физиологических основах спортивной тренировки.
Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костномышечный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о
строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и
газообмен. Органы пищеварения и обмен веществ. Нервная система — центральная и
периферическая. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья,
работоспособности. Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения
под воздействием занятий спортом.
Практические занятия.
Изучение строения и функций организма.
2.2. Общая физическая подготовка.
Планирование общей физической подготовки. Основная задача общей физической
подготовки — развитие и совершенствование физических, моральных и волевых
качеств спортсменов. Всесторонняя физическая подготовка — основа для достижения
мастерства по СТ. Требования к физической подготовке, ее место и значение в
повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем физическом
развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и тактикой. Характеристика
средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения.
Индивидуальные ежедневные занятия членов группы. Разработка плана различных
тренировок.
Практические занятия.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для
туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скакалкой,
гантелями. Элементы акробатики. Подвижные игры.
2.3. Специальная физическая подготовка.
Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства будущих
воинов. Место специальной физической подготовки на различных этапах процесса
тренировки. Характеристика и методика развития физических и специальных качеств,
необходимых будущему воину: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы.
Индивидуальный подход в решении задач общей и специальной физической
подготовки.
Основная цель тренировочных походов — приспособление организма к нагрузкам,
развитие выносливости. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность,
систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида
тренировок от характера предстоящих соревнований.
Практические занятия.
Упражнение на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты.
Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости, на растягивание и
расслабление мышц. Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости.
Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств. Упражнения и игры на
развитие ловкости и силы. Командные игры.
3. Строевая подготовка.
Обязанности командиров отрядов в организации и управлении строем.

Строевая выучка. Построение в одну, в две шеренги по звеньям. Сигналы управления
строем. Движение строем, поворот в движении, размыкание и смыкание строя.
Исполнение песни в строю, отдание воинской чести во время движения группы. Выход
из строя и поход к начальнику, возврат встрой.
Практические занятия. Движение строем, поворот в движении, размыкание и
смыкание строя. Разучивание строевой песни. , отдание воинской чести во время
движения группы. Выход из строя и поход к начальнику, возврат встрой.
4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь.
4.1. Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний. Личная аптечка.
Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные
задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и
спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое
значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание). Гигиена
обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и
путешествий. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности
человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль
закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание
воздухом, солнцем, водой. Систематические занятия физическими упражнениями как
важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения
высоких спортивных результатов. Вредное влияние курения и употребления спиртных
напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.
Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и
дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порошковые, линименты, смазки.
Различия в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и
многодневных. Перечень и назначение, показания и противопоказания к применению
лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты.
Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от
хронических заболеваний.
Практические занятия.
Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировок. Подбор одежды
и обуви для тренировок и походов, уход за вещами. Комплектование аптечки.
4.2. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Работа с группой по
развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков. Помощь при различных
травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному,
пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца.
Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся.
Пищевые отравления и желудочные заболевания. Наложение жгута, ватно-марлевой
повязки, обработка ран, промывание желудка.
Практические занятия.
Оказание первой помощи при различных травмах. Определение травмы, постановка
диагноза. Изучение приемов искусственного дыхания. Наложение жгута.
4.3. Способы очистки воды. Лекарственные растения.
Добыча воды, нахождение воды на местности, её обеззараживание. Изучение
лекарственных растений, сбор, их назначение и приготовление.
Практические занятия.

Способы обеззараживания воды для питья. Сбор и применение лекарственных
растений.
4.4. Приемы транспортировки пострадавшего.
Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места
повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на
рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска
вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на
шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной
локализации.
Практические занятия.
Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки
пострадавшего.
5. Огневая подготовка
Устройство автомата Калашникова. Основы и правила стрельбы.
Техника стрельбы из пневматической винтовки из положения: лежа, стоя, с
колена.
Практика. Стрельба из пневматической винтовки из положения: лежа, стоя, с
колена. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Снаряжение магазина.

6. . Топография и ориентирование.
Топографическая карта. Условные знаки.
Роль топографии и топографических карт. Масштаб. Виды масштабов.
Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Горизонтали, бергштрихи,
отметки высот. Типичные формы рельефа. Характеристика местности по
рельефу.
Назначение спортивной карты, её отличие от топографической карты.
Условные топографические знаки (масштабные и внемасштабные).
Практические занятия.
Знакомство с разными формами рельефа на местности и способами его
изображения на карте. Работа с разными видами карт. Топографические
диктанты. Упражнения на запоминание знаков.
Способы ориентирования. Измерение расстояний.
Ориентирование по горизонту. Азимут. Основные направления на стороны
горизонта. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам
света. Азимут. Азимутальное кольцо. Азимут истинный и магнитный.
Магнитное склонение. Измерение и построение углов (направлений) на
карте.
Компас, его устройство. Упражнения по определению азимута, снятия
азимута с карты. Ориентирование по небесным светилам, по местным
предметам.
Измерение расстояний по карте и на местности. Способы определения точек
стояния на карте. Движение по легенде. Измерение кривых линий на карте с
помощью нитки и курвиметра. Измерение длины шага при разных темпах
ходьбы, измерение среднего шага. Определение расстояния до доступного
предмета, до недоступного предмета, определение ширины реки по карте,
длины оврага. Способы тренировки глазомера.
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
Практические занятия.
Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную
оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром)
измерение азимутов на карте. Построение азимутальных треугольников.
Ориентирование карты по компасу. Определение азимута на объект и
объекта по азимуту. Движение по азимуту. Движение по легенде.
Измерение расстояний по карте. Курвиметр, использование нитки. Средний
шаг, зависимость его длины от рельефа. Глазомерный способ измерения
расстояний. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени.
Ориентирование в сложных условиях. Действия в случае потери
ориентировки.
Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его
движения. Определение азимута на солнце в разное время дня. Определение
азимута по Луне. Ориентирование по звездам. Определение сторон горизонта
по местным предметам.

Причины, приводящие к потере ориентировки. Анализ пройденного
маршрута в случае потери ориентировки, возможность ухода на сходную
ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Порядок действий в случае
потери ориентировки: прекращение движения, анализ пройденного пути,
нахождение опорных ориентиров и работа с картой. Движение по
генеральному азимуту. Движение вдоль рек и выход к населенным пунктам.
Поведение членов группы, необходимость дисциплины, с целью
предупреждения паники. Действие отдельного участника в случае потери
ориентировки.
Практические занятия.
Упражнения по определению азимута, снятие азимута с карты. Упражнения
на глазомерную оценку азимутов. Определение азимута по Солнцу в разное
время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным
предметам, Солнцу, Луне, звездам.
Определение своего местонахождения на различных картах. Движение по
маршруту, по легенде. Имитация ситуации потери ориентировки, построение
алгоритма действий по восстановлению местонахождения.
7. Итоговое

2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)

36
216
с 27.10.2025 г. по 02.11.2025 г.
с 02.09.2025 по 31.05.2026 г.
декабрь
май

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.

Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Информационное
обеспечение
Кадровое обеспечение

Характеристика (заполнить)
- класс;
- автомат учебный ,ОЗК, учебные мед. шины,
спортинвентарь, карты.
-аудио
- видео
- фото
- интернет источники
Молодой специалист, год обучения на военной
кафедре при ВСГУТУ
2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:




Зачет
Творческая работа
Соревнования

2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Уровень теоретической подготовки
учащихся
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными
услугами
Оценочные материалы

Методики
Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких
Разработки ПДО
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)
Тесты

2.5. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Игровой
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Беседа
 Игра
Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология дифференцированного обучения
 Технология дистанционного обучения
 Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:



Раздаточные материалы
Инструкции

2.6. Воспитательный компонент
Цель воспитательной работы
воспитание высоконравственного, творчески мыслящего гражданина России,
принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего
ответственность за настоящее и будущее своей страны, сохраняющего и
приумножающего ее национальное достояние, активно познающего
окружающий мир и себя в этом мире.
Задачи воспитательной работы
- Реализовывать воспитательные возможности общих ключевых дел.
- Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление.
- Организовывать для учащихся экскурсии, туристические поездки и походы.
- Организовывать профориентационную работу с учащимися.
- Развивать предметно-эстетическую среду и реализовывать её
воспитательные возможности.
- Организовывать работу с родителями, направленную на совместное
решение проблем личностного развития детей.
Приоритетные направления воспитательной деятельности
гражданско-патриотическое воспитание, нравственное и духовное
воспитание, воспитание семейных ценностей, воспитание положительного
отношения к труду и творчеству, здоровьесберегающее воспитание,
экологическое воспитание
Формы воспитательной работы
беседа, лекция, экскурсия, прогулка, трудовой десант, игра.
Методы воспитательной работы
рассказ,
беседа,
приучение,
поручение,
требование,
создание
воспитывающих ситуаций, соревнование, игра, поощрение, наблюдение.
Планируемые результаты воспитательной работы
- активное познание окружающего мира, расширение кругозора, развитие
познавательного интереса учащихся;
- формирование российской гражданской идентичности, гражданской
позиции, развитие чувства патриотизма через обогащение знаниями об
Отечестве, объектах национального достояния России;
- развитие чувства прекрасного, умения видеть и ощущать красоту природы,
искусства, проявлений красоты души человека;
- приобщение к различным формам культурного досуга, развитие навыков
организации коллективной творческой деятельности, самоуправления,
лидерских качеств личности;
- развитие внимания, памяти, пространственного воображения, творчества,
находчивости, умения рационально мыслить.

3. Список литературы
для педагога:
1. Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. М.: Профиздат, 1995.
2. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме.- М.: ЦРИБ «Турист»,
1999.
3. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ «Турист»,
1993.
4. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. – М.: ФиС, 1974.
5. Кудряшов Б.Р. Энциклопедия выживания.- Краснодар: «Советская
Кубань», 1996.
6. Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. – М.: ЦРИБ
«Турист», 1992.
для обучающихся:
1. Волович В.Г.Как выжить в экстремальной ситуации. – М.: Знание, 1990.
2. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М.: Профиздат, 1997.
3. Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени?
Умеете ли вы предсказывать погоду? – М.: ЦДЮТур МО РФ, 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».