Юный футболист Жапова Б

1

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель и задачи программы

5

3.

Учебно-тематический план

6

4.

Содержание программы

8

5.

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год

14

6.

Календарно-тематическое планирование программы

15

7.

Планируемые результаты освоение образовательной программы

17

8.

Оценочные материалы программы

18

9.

Форма обучения, методы, приемы, формы организации учебного
процесса, формы и типы занятий, формы контроля

19

10.

Материально - техническое обеспечение программы

20

11.

Список использованной литературы

21

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеразвивающая программа дополнительного образования по футболу для спортивнооздоровительных групп (далее – Программа) составлена на основе нормативных документов и
реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и
спорта в Российской Федерации. Программа предназначена для тренеров-преподавателей,
ведущих занятия в спортивно-оздоровительных группах и рассчитана на детей от 6 лет и старше.
В данной программе отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов,
результаты научных исследований, опыт работы спортивных школ по футболу.
Нормативные основания для создания дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования на 2015-2020 годы от 4.09.2014 г. №
1726-р;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Примерные
требования к программам дополнительного образования детей»;
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от
18.11.2015 г. № 09-3242;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03. 09 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития системы дополнительного образования детей»;
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
Направленность программы – физкультурно-спортивная;
Актуальность программы. Игра в футбол одна из захватывающих, увлекательных,
интересных и популярных игр на сегодняшний день. Технические приёмы, тактические действия
заключают в себе большие возможности для расширения и развития физических способностей, а
также помогает в нравственном воспитании детей и подростков. В процессе изучения у
обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями,
приобщение к здоровому образу жизни, приобретается привычка к самостоятельным занятиям
спортом. Футбол - командная игра, которая дисциплинирует, воспитывает чувство коллективизма,
волю, целеустремленность. Игра в футбол развивает не только физические качества ребенка, но и
развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает чувство и
способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем
статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Укрепляет
костную, сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы растущего организма, приобщая
детей к активным занятиям спортом. Включение различных специальных упражнений, подвижных

3

игр, разнообразных форм занятий по футболу в учебно-тренировочный процесс позволит
разнообразить процесс обучения, избежать схематичности, монотонности и повысить
эффективность занятий, что в дальнейшем приведет к определенным результатам.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и
охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные
требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта
очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой,
представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего
физического развития.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного
времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой
деятельности в области физической культуры и спорта.
По уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и
совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных
двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование
межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Отличительные особенности программы
Данная программа является модифицированной, так как она разработана на основе типовых
программ физкультурно-спортивной направленности и способствует расширению и повышению
физкультурно-спортивной культуры детей.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных
педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации
познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.
Возраст детей, участников программы и их психологические особенности
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа ориентирована на работу с
детьми 6-18 лет. Программа предусматривает возможность обучения в одной группе детей разных
возрастов с различным уровнем подготовленности. Программа предполагает освоение видов
деятельности в соответствии с психологическими особенностями возраста адресата программ.
Объём и сроки освоения программы. Продолжительность образовательного процесса – 1
год. Обучение по программе рассчитано на 36 рабочих недель. Продолжительность реализации
всей программы 216 часов. Недельный объем - 6 часов в неделю по 45 мин. Наполняемость в
группах 20 человек.
Формы и режим занятий. Основной формой организации образовательного процесса
является групповое учебно-тренировочное занятие. Каждое занятие условно делится на три части:
подготовительную, основную и заключительную. В процессе реализации программы
используются также и другие формы занятий: лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и
др. Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной,
индивидуальной.
Режимы тренировочной работы
Год
Минимальный
Мин./макс.
Кол-во
Кол-во
обучения
возраст для
количество
часов в занятий
Этапы
зачисления
детей в группе
неделю
в
подготовки
(человек)
неделю
Весь этап
6 лет
20
до 6
3
Базовый
обучения

4

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным
занятиям физической культурой и спортом посредством овладения основами игры в волейбол.
Задачи:
Обучающие:
- обучить техническим приёмам и правилам игры;
- обучить тактическим действиям;
- обучить приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных
занятиях;
- обучить навыкам регулирования психического состояния.
Развивающие:
- развивать повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
- развивать совершенствование навыков и умений игры;
- развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма.
Воспитательные:
- воспитывать выработку организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям избранным видом спорта в свободное
время;
-воспитывать потребность к ведению здорового образа жизни.

5

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебный план – это основополагающий документ, определяющий распределение
временных объемов подготовки футболистов. При составлении учебного плана следует исходить
из специфики футбола, возрастных особенностей юных футболистов, основополагающих
положений теории и методики футбола. Чтобы план был реальным, понятным и выполнимым с
решением задач, изначально необходимо определить оптимальные суммарные объемы
тренировочной и игровой деятельности. Затем, беря за основу процентные соотношения
отдельных видов подготовки из теории и методики футбола, рассчитываем объемы (в часах),
приходящиеся на отдельные виды подготовки.
Направленности и содержанию обучения свойственна определенная динамика: постепенно
уменьшается, а затем стабилизируется объем нагрузок на общую физическую нагрузку.
Постепенный переход от освоения основ техники и тактики футбола к основательному изучению
и совершенствованию сложных технико-тактических действий на основе одновременного
развития специальных физических и психических способностей. Увеличение объема игровых
нагрузок.
Особенность спортивно-оздоровительного этапа – работа с малоподготовленными детьми,
с разным уровнем физического развития, поэтому распределение учебного материала в годичном
цикле целесообразно проводить по месячным и недельным циклам, не придерживаясь концепции
периодизации.
В сентябре преобладает общая физическая подготовка с акцентом на развитие гибкости,
ловкости, быстроты, а также гармоническое развитие всех мышечных групп.
Годовой учебный план-график по футболу
Количество
Разделы, темы
№
часов
Теория
8
1
Краткий обзор развития футбола в России
1
2
Краткие сведения о строении и функциях организма и
1
влияние на него физических упражнений
3
Футбол как вид спорта и средство физического
1
воспитания
4
Травматизм в спорте и его профилактика
1
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6

Гигиена, врачебный контроль
Основы методики обучения и тренировки игры в футбол
Основы технической и тактической подготовки
Психологическая подготовка спортсмена
Практика
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Игровая подготовка
Выполнение контрольно-переводных нормативов
Всего теории и практики

1
1
1
1
208
78
68
16
16
26
4
216

6

Тематическое планирование учебных часов по футболу
для спортивно - оздоровительной группы
Содержание занятий
Теория

часы

Физическая культура и спорт в России.
Краткий обзор развития футбола в России.
Краткие сведения о строении и функциях
организма человека и влияние на него
физических упражнений.
Краткие сведения о физиологических
основах спортивной тренировки.
Гигиена врачебный контроль.
Основы методики обучения и тренировки
игры в футбол
Основы техники и тактики игры в футбол

Месяцы
Сентябр
ь

Октябр
ь

1

1

Ноябрь

Декабр
ь

Январь

Февраль

март

Апре
ль

май

июн
ь

июль

Август

1
1

1
1

1

Правила и организация соревнований
ИТОГО ЧАСОВ:

8

Практика
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка

78
68
16
16

9
7
1
2

8
8
2
1

9
7
2
2

8
8
2
2

9
8
2
2

9
8
2
2

8
8
2
2

9
7
2
1

9
7
1
2

Игровая подготовка

26

2

3

3

3

3

3

3

3

3

Выполнение контрольно-переводных
нормативов
ИТОГО ЧАСОВ
Участие в соревнованиях
ВСЕГО ЧАСОВ

4

2

208

23

22

23

216

24

23

23

1

2
23
24
24
23
22
По календарному плану
24
25
24
24
24

24
25

7

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа содержит разделы, в которых изложен материал по видам подготовки
(теоретическая, физическая, техническая, тактическая, психологическая), средства, методы, формы
подготовки, система контрольных нормативов и упражнений.
Содержание программного материала обеспечивает непрерывность и последовательность
процесса на протяжении всего периода обучения. Учебный год в Учреждении начинается с
первого сентября. Продолжительность учебного года на спортивно-оздоровительном этапе – 36
недель. На комплектование учебных групп отводится один месяц, начиная с 1-го сентября.
Основной формой проведения занятия является тренировочный урок.
Тренировочный урок делится на три части.
Подготовительная часть – сообщение задач урока, организация обучающихся и их
функциональная и психологическая подготовка к основной части урока. В ней применяются
общеразвиающие, специально – подготовительные и имитационные упражнения.
Главная задача основной части – обучение и совершенствование техники спортивного
упражнения, двигательного действия, обеспечение общей и специальной подготовки. Физические
упражнения в виде тренировочных заданий в основной части располагают в следующей
последовательности: упражнения (комплексы и игры), направленные на воспитание быстроты,
силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации.
В заключительную часть урока включают упражнения, направленные на развитие
быстроты, применяют в основной части урока после разминки. Вслед за ними используют игры и
игровые упражнения.
Подготовительная часть.
Задачи подготовительной части занятия:
Организация занимающихся;
Подготовка их для наиболее успешного решения задач основной части занятия.
Средства подготовительной части занятия:
Строевые упражнения
Упражнения на внимание;
Различные виды ходьбы, бега, прыжков;
Общеразвивающие, подготовительные, подводящие упражнения;
Ранее изученные упражнения из техники футбола.
При проведении подготовительной части занятия необходимо придерживаться следующих
рекомендаций:
1. Подготовить заблаговременно инвентарь и место для проведения занятий;
2. Начинать занятие с построения и постановки задач;
3. Проводить подготовительную часть без значительных пауз;
4. При проведении строевых и общеразвивающих упражнений пользоваться общепринятой
гимнастической терминологией;
5. Чередовать упражнения, чтобы обеспечить нагрузку на различные части тела и группы мышц;
6. Чередовать силовые, по характеру выполнения упражнений, с упражнениями на растяжение и
расслабление, медленные с быстрыми, а также разнообразить темп выполнения;
7. Использовать подвижные игры, которые являются подготовительными к футболу
Основная часть.
Задачи основной части занятия:
Изучение и совершенствование техники игры в нападении и защите;
Освоение элементов тактики в нападении и защите;
8

Повышение физической подготовленности занимающихся;
Воспитание у занимающихся специальных двигательных качеств;
Обучение занимающихся применять приобретенные умения и навыки в различных условиях
игровой деятельности.
Средства основной части занятия:
Подготовительные, подводящие, специальные по технике и тактике упражнения;
Подвижные игры;
Учебные и двусторонние игры в футбол. Учебные игры носят целевую игровую направленность,
строго регламентировать действия играющих. В двухсторонних играх занимающиеся выполняют
все ранее разученные технические приемы и тактические действия произвольно.
Организационно-методические указания
Преимущественная направленность образовательного процесса определяется с учетом
сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем необходимо уделять внимание
воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются.
Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости, скоростных
способностей и силы, т.е. тех качеств, в основе которых лежат разные физиологические
механизмы.
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды
развития двигательных качеств
Морфофункциональные
Возраст (лет)
показатели физических
7
8
9
10
11
12
13
14 15 16 17
качеств
Рост
+
+
+
+
Мышечная масса
+
+
+
+
Быстрота
+
+
+
+
Скоростно-силовые
+
+
+
+
+
качества
Сила
+
+
+
+
Выносливость (аэробные
+
+
+
возможности)
Анаэробные возможности
+
+
+
Гибкость
+
+
+
+
Координационные
+
+
+
+
способности
Равновесие
+
+
+
+
+
+
+
+
При планировании и проведении занятий детьми необходимо учитывать их возрастные
особенности. Строго нормировать физические нагрузки. В занятия включать упражнения
преимущественно комплексного воздействия, в том числе упражнения для формирования
крепкого мышечного корсета, обеспечивающие поддержание нормальной осанки. Кроме этого в
занятиях с детьми этого возраста следует уделять должное внимание освоению техники
волейбола, так как их организм вполне подготовлен к освоению элементарных умений и навыков.
У них достаточно развиты зрительный и двигательный анализаторы ЦНС. Они в состоянии
управлять отдельными действиями, координировать движения рук и ног.

9

Вместе с тем при разучивании какого-либо приема техники с детьми, для создания целостного
представления в изучаемом приеме необходимы образцовый показ тренером приема и доходчивое
объяснение способа его выполнения.
В то же время в процессе совершенствования приемов техники полезно включать элементы
вариативности их выполнения, что в определенной степени способствует развитию
координационных способностей юных футболистов.
Параллельно во взаимосвязи с совершенствованием приемов техники следует осваивать
индивидуальные, групповые и командные тактические действия в атаке и обороне.
4.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Теоретическая подготовка
Цель и основное содержание данной предметной области Программы определяются
необходимостью приобретения спортсменами определенного минимума знаний для понимания
сущности спорта, тренировочного процесса и требований для безопасного его осуществления.
Порядок проведения занятий может меняться на усмотрение планирующего и организующего
проведение занятий. Рекомендуемый перечень тематических разделов и объемы программного
материала по теории и методике физической культуры и спорта.
Общая физическая подготовка (ОФП) является необходимым звеном спортивной
тренировки. Она решает следующие задачи: укрепление здоровья и гармоническое физическое
развитие обучающегося; развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты, выносливости
и ловкости; расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных
возможностей организма; использование физических упражнений с целью активного отдыха и
профилактического лечения. Весь многообразный состав тренировочных средств ОФП объединен
в пять групп: гимнастические упражнения, легкоатлетические упражнения, акробатические
упражнения, спортивные и подвижные игры.
Специальная физическая подготовка
Специальная физическая подготовка – процесс воспитания физических способностей и
функциональных возможностей спортсмена, отвечающих специфике футбола.
Задачи по специальной физической подготовке следующие: Повышение функциональных
возможностей, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности; воспитание
специальных физических способностей: достижение спортивной формы.
Задачи специальной подготовки: упражнения для развития быстроты и ловкости движений
футболиста; упражнения для развития специальной выносливости футболиста; упражнения для
развития скоростно-силовых качеств футболиста; упражнения для развития игровой ловкости
футболиста.
Развитие силы /силовая подготовка/. Развитие силы основных групп мышц рук, ног,
туловища упражнениями с использованием собственного веса /подтягивание, отжимание в упоре
лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных
положений Упражнения с отягощениями /штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера/
 Упражнения на снарядах и со снарядами
 Упражнения из других видов спорта
 Подвижные и спортивные игры
Развитие быстроты /скоростная подготовка/. Виды бега на короткие дистанции,
выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный
отрезок времени. Подвижные и спортивные игры.

10

Развитие выносливости. Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время.
Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время /лыжи, коньки, плавание,
ходьба/ Подвижные спортивные игры
Развитие ловкости /координационная подготовка/. Выполнение упражнений,
требующих тонкой координации движений. Выполнение упражнений из непривычного
/неудобного/ положения. Подвижные и спортивные игры.
Развитие гибкости. Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды
/степени подвижности/ в суставах, упражнение из других видов спорта /гимнастика, акробатика/
Техническая подготовка
Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической
подготовки футболистов. Классификация и терминология технических приемов. Высокая техника
владения мячом – основа спортивного мастерства. Качественные показатели индивидуальной
техники владения мячом – рациональность и быстрота выполнения, эффективность применения в
конкретных игровых условиях. Анализ выполнения технических приемов и их применения в
различных игровых ситуациях: ударов по мячу ногами и головой, остановок, ведения, обводки и
ложных движений (финтов), отбора мяча, вбрасывания мяча, основных технических приемов игры
вратаря. Контрольные упражнения и нормативы по технической подготовке для обучающихся.
Основные недостатки в технике обучающихся и пути их устранения.
Тактическая подготовка
Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. Характеристика и анализ тактических
вариантов игры. Тактика отдельных линий и игроков команды (вратаря, защитников,
полузащитников, нападающих). Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Перспективы
развития тактики игры. Тактические замены в играх. Тактика игры в нападении: высокий темп
атаки, скоростное маневрирование в глубину обороны противника или по фронту в чужую зону с
переменой местами, усиление темпа атаки в ее завершающей фазе, использование скоростной
обводки, реальных возможностей для обстрела ворот. Атакующие комбинации флангом и
центром. Тактика игры в защите: «зона», «персональная опека», комбинированная оборона.
Создание численного преимущества в обороне, закрывание всех игроков атакующей команды в
зоне мяча, соблюдение принципов страховки и взаимостраховки (расположение игроков при
обороне). Тактика отбора мяча. Создание искусственного положения «вне игры». Тактические
комбинации (в нападении и защите) при выполнении ударов: начальном от ворот, угловом,
свободном, штрафном, при вбрасывании мяча из-за боковой линии. Значение тактических
заданий, которые даются обучающимся на игру, и умение играть по плану-заданию. Зависимость
тактического построения игры своей команды от тактики противника, индивидуальной
подготовки игроков, размера поля, метеорологических условий и других факторов. Разбор
видеоматериалов по технике и тактике игры футболистов высокой квалификации.
Психологическая подготовка
Моральные качества спортсмена: добросовестное отношение к труду, смелость,
решительность, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности, чувство
ответственности перед коллективом, взаимопомощь, организованность. Понятие психологической
подготовки футболиста. Значение развития волевых качеств и психологической подготовленности
для повышения спортивного мастерства футболистов. Основные методы развития волевых
качеств и совершенствования психологической подготовки футболистов в процессе спортивной
тренировки. Умение преодолевать трудности, возникающие у обучающихся в связи с
11

перенесением больших физических нагрузок. Непосредственная психологическая подготовка
обучающихся к предстоящим соревнованиям.
Врачебный контроль
Врачебный контроль за юными спортсменами осуществляется силами врачей
общеобразовательных школ, врачом ДЮСШ и лечебно-профилактическими учреждениями в
тесном контакте с тренерско-преподавательским коллективом два раза в год – в сентябре и
феврале учащиеся проходят медицинское обследование. Врачебный контроль является составной
частью общего учебно-тренировочного плана подготовки юных спортсменов.
Инструкторская и судейская практика
Приобретение навыков судейства и самостоятельной практики проведения занятий
является обязательным для всех групп подготовки, проводится с целью получения учащимися
звания инструктора-общественника и судьи по спорту и последующего привлечения их к
тренерской и судейской работе, а также имеет большое воспитательное значение у занимающихся
воспитывается вкус к наставничеству, сознательное отношение к тренировочному процессу и
уважение к решениям судей.
Навыки организации и проведения занятий и соревнований приобретаются на всем
протяжении многолетней подготовки в процессе теоретических занятий и практической работы в
качестве помощника тренера, инструктора, помощника судьи, секретаря, самостоятельного
судейства.
Восстановительные мероприятия
Все многочисленнее средства восстановления подразделяются на группы:
психолого-педагогические
1) творческое использование тренировочных и соревновательных нагрузок;
2) применение средств общей физической подготовки с целью переключения форм двигательной
активности и создания благоприятных условий для протекания процесса восстановления;
3) оптимальная продолжительность отдыха между занятиями, варьирование интервалов отдыха
между упражнениями;
4) применение средств и методов психорегулирующей тренировки.
медико – биологические
1) специализированное питание, фармакологические средства;
2) распорядок дня;
3) спортивный массах (ручной и вибрационный);

12

5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные
психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
-количество учебных недель – 36;
-количество учебных дней – 252;
-продолжительность каникул – осенние с 30 октября 2021 г. по 07 ноября 2021 г.;
зимние с 29 декабря 2021 г. по 09 января 2022 г.;
весенние с 26 марта 2022 г. по 03 апреля 2022 г.;
летние с 31 мая 2022 г. по 31 августа 2022 г.
-дата начала и окончания учебного периода – 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г.

13

6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия

1-2

3-5
6

7
8

9-86

87-154

155-162

163-166

167-168

169-170
171-178

Дата

Тема занятия

Кол- Элементы содержания
во
часов
Теоретическая подготовка (8 ч)
Физическая культура и спорт в
Характеристика футбола как средство
2
России. Введение. История
физического воспитания
возникновения футбола
молодежи.
Правила игры. Основы техники и
3
Правила игры. Игровое поле и инвентарь.
тактики игры в футбол.
Краткие сведения о строении и
Краткие сведения о физиологических основах
1
функциях организма человека и
спортивной тренировки.
влияние на него физических
упражнений.
Гигиена и врачебный контроль.
1
Правила и организация
1
соревнований
Общая физическая подготовка (78 ч)
Упражнения с предметами; со скакалками и
Общая физическая подготовка
78
мячами. Подвижные игры и эстафеты.
Упражнения для мышц плечевого пояса и
туловища. Подвижные игры с использованием
футбольных мячей. Игра “Круг за кругом”.
Упражнения для мышц ног и таза. Игра
пионербол. Игра “Подай и попади”
Общеразвивающие упражнения.
Акробатические упражнения: перекаты,
кувырки.
Специальная физическая подготовка (68 ч)
Специальная физическая
68
Футбольные мячи.
Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)
подготовка.
Прыжковые упражнения. Упражнения для
мышц плечевого пояса .Развитие
координационных
способностей. Передачи левой и правой
ногами, различные ведения мяча. Обводка
фишек.
Тактическая подготовка (16ч)
Тактические действия
8
Передачи: Подготовка, выполнение,
дальнейшие действия. Прием и обработка
мяча. Нацеленная передача.
Умение взаимодействии с другими игроками.
Тактика защиты.
4
Пас из неудобного положения. Умение
взаимодействии с другими игроками.
Техника нападения.
2
Подготовка, выполнение, дальнейшие
действия. Ввод с аута. Замедленный удар в
центр площадки.
Игра с заданием.
2
Игра футбол по упроченным правилам.
Техническая подготовка (16ч)
Техническая подготовка.
8
Футбольные мячи.
14

179-186
187-212
213-216

Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)
Прыжковые упражнения. Упражнения для
мышц плечевого пояса .Развитие
координационных
способностей. Передачи левой и правой
ногами, различные ведения мяча. Обводка
фишек.
Контрольные игры и испытания.
8
Контрольные и товарищеские игры.
Игровая практика (26 ч)
Игровая практика
26
двухсторонняя игра в футбол
Итоговое тестирование (4ч)
итоговое тестирование для
4
быстрота, сила, скоростно-силовые качества
перевода в другую группу

15

7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- укрепление здоровья обучающихся;
-воспитание морально-волевых качеств спортсмена;
- привитие стойкого интереса к занятиям спорта;
- овладение основами теоретических знаний и практических умений в футболе.
По итогам обучения по программе обучающиеся должны:
Знать:
1. Состояние и развитие футбола в России;
2. Правила техники безопасности;
3. Правила игры;
4. Терминологию футбола.
Уметь:
1. Выполнять передачу, прием, ведение мяча;
2. Анализировать и оценивать игровую ситуацию;
3. Обладать тактикой нападения и защиты;
4. Судить соревнования по футболу.
Владеть следующими навыками:
1. Владеть техникой: точной передачи мяча партнеру, прием и ведение мяча, удар по мячу;
2. Применение индивидуальных действий как в нападении, так и в защите;
3. Самостоятельно применять все виды перемещения.
Формы подведения итогов:
 Участие в школьных, районных соревнованиях;
 Сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовке;
 Участие в судействе школьных соревнованиях по футболу;
 Беседа по теоретическим вопросам.

16

8. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Осуществление комплексного контроля тренировочного процесса и уровня спортивной
подготовленности обучающихся по предметным областям на всех этапах является обязательным
разделом Программы.
Цель контроля – в соответствии с Программой обеспечить оптимальность воздействий
тренировочных и соревновательных нагрузок на организм занимающихся при планомерном
повышении уровня их специальной подготовленности по годам и в зависимости от целевой
направленности этапа подготовки. Задача спортивного контроля – на основе объективных данных
о состоянии спортсмена обосновать и осуществить реализацию закономерного хода подготовки и
в случае его нарушения внести необходимую коррекцию тренировочного процесса.
Основными нормативами в подготовке лиц, занимающихся волейболом на спортивнооздоровительном этапе тренировочного процесса, являются: общая посещаемость тренировок;
уровень и динамика спортивных результатов; участие в соревнованиях; нормативные требования
спортивной квалификации; теоретические знания адаптивного и паралимпийского спорта,
спортивной тренировки, гигиены, здоровья человека, антидопингового образования.
На этом этапе спортивной подготовки осуществляется научно-методическое
сопровождение, предусматривающее оценку динамики функционального состояния с учетом
успешности социализации ребенка, его возрастных особенностей.
Нормативные характеристики и основные показатели выполнения программных
требований этапов спортивной подготовки: стабильность состава обучающихся, посещаемость
ими тренировочных занятий; положительная динамика индивидуальных показателей развития
физических качеств обучающихся; уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.
Требования к результатам освоения Программы
Результатами освоения Программы является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков в предметных областях: в области теории и методики физической
культуры и спорта: история развития избранного вида спорта; место и роль физической культуры
и спорта в современном обществе; основы спортивной подготовки и тренировочного процесса;
- основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила футбола, требования,
нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по футболу;
федеральный стандарт спортивной подготовки по футболу; общероссийские антидопинговые
правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической
культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные
международными
антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты
официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние);
- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
- гигиенические знания, умения и навыки;
- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- основы спортивного питания;
- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
- требования техники безопасности при занятиях футболом.
в области общей и специальной физической подготовки:
- освоение комплексов физических упражнений;
- развитие основных физических качеств и их гармоничное сочетание применительно к специфике
занятий футболом;
-укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных
17

возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию, воспитанию
личностных качеств и нравственных чувств (коллективизм, взаимопомощь).
- овладение основами техники и тактики в волейболе; приобретение соревновательного опыта
путем участия в спортивных соревнованиях; повышение уровня функциональной
подготовленности; освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности
занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок; выполнение требований, норм и
условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по футболу, умение точно
и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех в подвижных играх
правилами; умение развивать профессионально необходимые физические качества в футболе
средствами других видов спорта и подвижных игр;
- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении
упражнений; навыки сохранения собственной физической формы.
Нормативы для итогового тестирования
по общей физической и специальной физической подготовке
Развитие
физических качеств

Быстрота

Сила

Скоростно-силовые
качества

Контрольные упражнения (тесты)
Юноши

Девушки

Бег 30 м (не более 6,8 с)
Челночный бег 5 x 6 м (не более
12,0 с)
Бросок мяча весом 1 кг из-за
головы двумя руками стоя (не
менее 5 м)
Прыжок в длину с места (не менее
170 см)
Прыжок вверх с места со взмахом
руками (не менее 35 см)

Бег 30 м (не более 7,0 с)
Челночный бег 5 x 6 м (не более
12,5 с)
Бросок мяча весом 1 кг из-за
головы двумя руками стоя (не
менее 4 м)
Прыжок в длину с места (не
менее 160 см)
Прыжок вверх с места со взмахом
руками (не менее 30 см)

18

9. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, МЕТОДЫ ПРИЕМЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА, ФОРМЫ И ТИПЫ ЗАНЯТИЙ, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Формы занятий: тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные
конкурсы, праздники, просмотры соревнований.
Методы и приемы организации образовательного процесса:
Методы:
- научности;
- доступности (обучающимся);
- результативности;
- воспроизводимости (другими педагогами);
- эффективности.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной
деятельности тренера и обучающегося. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами
находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по
технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебнотренировочных.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные
занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые
ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения
образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять
разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся
предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует:
объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных
пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об
изучаемых действиях.
Практические методы:
 метод упражнений;
 игровой;
 соревновательный,
 круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные
повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами - в целом, по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались
некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических
способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

19

10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для проведения учебно-тренировочных занятий необходим спортивный зал с большой
площадкой.
Для проведения занятий секции футбола имеется следующее оборудование и инвентарь:


мяч футбольный – 5 шт.;



мяч мини-футбольный соревновательный – 30 шт.;



щитки футбольные – 30 шт.;



манишки тренировочные – 20 шт.;



конусы – 40шт.;



перчатки вратарские –5шт.;

20

11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Годик М. Физическая подготовка футболистов. – М.: Терра-спорт, Олимпия-Пресс, 2006 – 272с.
2. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх. – М.: Советский
спорт, 2010 – 336с.
3. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. – М.: Олимпия; Человек, 2007 –
312с.
4. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. – М.: Человек, 2010 – 176с.
5. Швыков И.А. Футбол поурочная программа для учебно- тренировочных групп. М.: ТерраСпорт, 2003 – 152с.
Специальная литература
1. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев, «Олимпийская
литература», 2002 – 296с.
2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1986 – 207с.
3. Залетаев И.П. Общеразвивающие упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 2002 – 120с.
4. Кузин В.В., Полиевский С.А. 500 игр и эстафет. – Изд.2-е - М.: Физкультура и спорт, 2003 –
304с.
5. Лях В.Н. Координационные способности учащихся: диагностика и развитие. – М.: ТВТ
Дивизион, 2006 – 290с.
6. Теоретическая подготовка юных спортсменов / Под ред. Ю.Ф. Буйлина, Ю.Ф. Курамшина. – М.:
ФИС, 1981 – 192с.
7. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. – М.:
Советский спорт, 2005 – 311с.

21

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».