Юный краевед-иссл-ль Цыбенова Б

Оглавление

1.1.
1.2.
1.3.

Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Цель, задачи, ожидаемые результаты
Содержание программы

2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

Комплекс организационно педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы

1.

1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству».
 Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
 Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе МАУ ДО «ГЦДЮнТур»
Актуальность:
Изучение истории малой родины является актуальным в свете повышения
интереса со стороны государства по патриотическому воспитанию школьников.
Однако в школьном историческом образовании не отведено места для
краеведения. Поэтому, данная программа призвана заполнить этот пробел в
школьном историческом образовательном процессе.
Актуальность данной программы также продиктовано желанием самих
учащихся более детально знать историю родного края, быть ближе к родной
природе и понимать место и роль малой родины в историко-цивилизационном
процессе России, Республики Бурятия, мира в целом.
Данная программа дает воспитанника теоретические знания и практические
навыки по осуществлению краеведческой, учебно-исследовательской работы.
Новизна программы заключается в том, что в педагогическом процессе
используются методы и методические приемы, которые направлены на
воспитание подлинно свободной личности, на формирование у детей способности
самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, умения выдвигать
гипотезы, делать выводы и строить умозаключения, тщательно обдумывать
принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в
разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых
контактов и культурных связей.
Отличительные особенности программы

Отличительная особенность данной программы от уже существующих
программ состоит в том, что она способствует взаимодействию общего и
дополнительного образования в формировании краеведческих знаний,
выявлению, развитию и поддержке талантливых воспитанников, самоопределения
обучающихся.
Программа имеет практико-ориентированный подход, адаптирована под
местные условия и составлена с учетом местной специфики.
Позволяет формировать понятия на основе непосредственного изучения
истории родного края, природно-географических объектов, а также фондов и
экспозиций музеев города.
Предусматривает социально-значимую деятельность детей: участие в,
конкурсах, исследованиях, проведение экскурсий, а также в мероприятиях
разного уровня.
В каникулярное время программой предусмотрено участие детей в
экскурсиях с целью проведения исследований и закрепления пройденного
материала.
Благодаря хорошо продуманной практической части программа способствует
формированию практических умений и навыков воспитанников, то есть
осуществляется практико-ориентированный подход.
Программой предусмотрена проектно-исследовательская деятельность
учащихся в виде разработки и защиты проектов и исследовательских работ, что
позволяет не только развить исследовательский интерес, но и творческий
потенциал ребят.
Значительная часть работы по программе предусматривает деятельность в
группах, что формирует навыки работы в коллективе, коммуникативные
способности воспитанников.
Содержанием программы предусмотрено формирование патриотических
чувств воспитанников через изучение истории родного края; прививается чувство
долга и ответственности за будущее малой родины.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
- Историко-культурное краеведение;
- Основы музееведения;
- Учебно-исследовательская работа;
- Основы экскурсионной работы.
Вид программы: Модифицированная программа:
Направленность программы: туристско-краеведческая
Адресат программы: Программа рассчитана на обучающихся 7-10 классов.
Время, отведенное на обучение, занимает 216 часов в год (6 часов в неделю),
занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, причем практические занятия
составляют большую часть программы. Наполняемость группы 15 человек, а
также возможно осуществление индивидуальных и групповых консультаций.

них:

Срок и объем освоения программы: 3 года, 648 педагогических часов, из
«Стартовый уровень» - 1 год , 216 педагогических часов;
 «Базовый уровень» - 1 год , 216 педагогических часов;
 «Продвинутый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;


Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы
одновозрастные. Комплектование группы проводится на базе образовательного
учреждения МАОУ «СОШ № 8», имеющего музейный уголок, из учащихся в
возрасте 13-16 лет желающих работать в музейном уголке, интересующихся
темой краеведения и музееведения, нацеленных на творческую и
исследовательскую работу и желающих проявить свои способности в
гуманитарной области.
Режим занятий:
Предмет
Историко-культурное
краеведение
Основы музееведения
Учебно-исследовательская
работа
Основы экскурсионной
работы

Стартовый
Базовый
уровень
уровень
6 часов в
6 часов в
неделю;
неделю;
32 часа в год. 32 часа в год.
6 часов в
6 часов в
неделю;
неделю;
30 часов в год. 30 часов в год.
6 часов в
6 часов в
неделю;
неделю;
126 часов в
126 часов в год.
год.
6 часов в
6 часов в
неделю;
неделю;
28 часов в год. 28 часов в год.

Продвинутый
уровень
6 часов в неделю;
32 часа в год.
6 часов в неделю;
30 часов в год.
6 часов в неделю;
126 часов в год.
6 часов в неделю;
28 часов в год.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: становление ценностных ориентиров обучающихся, вовлечению их в
общественно-значимую и научно-исследовательскую деятельность по изучению,
охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного
края средствами краеведения и музейного дела.
Задачи:
- Образовательные (обучающие):
- изучит основные понятия, применяемые в исследовательской деятельности;
- дать представление об основных этапах и методах исследований;
- научить самостоятельно проводить, оформлять, представлять и защищать
исследовательские работы;
- познакомить с культурным наследием родного края;
- дать представление об особенностях музейной работы.
- Развивающие:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- развитие исследовательского мышления обучающихся;
- развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности;
- развитие умения публичного выступления, ведения дискуссии;
- оказать содействие обучающимся в раскрытие их творческих способностей
в краеведческой, исследовательской и экскурсионной деятельности.
- Воспитательные:
- способствовать формированию интереса к освоению опыта познавательной,
творческой, исследовательской деятельности;
- способствовать формированию у обучающихся понимания того, что
исследовательская деятельность необходимая составляющая любого обучения;
-способствовать созданию условий для социального и профессионального
самоопределения обучающихся;
- формирование активной жизненной позиции как основы патриотизма и
гражданского сознания;
- расширить у обучающихся представлений об истории родного края, его
природы и культурных объектах.

Ожидаемые результаты:
Стартовый уровень

Знать

Уметь

Базовый уровень

Основы
исследовательской
деятельности

Структуру и правила
оформления
исследовательской
работы

Формулировать тему
исследовательской
работы, доказывать её
актуальность

Определять цель и
задачи учебноисследовательской
работы;

Составлять
Работать с различными индивидуальный план
Владеть
источниками
учебноинформации
исследовательской
работы

Продвинутый уровень
Методики организации и
проведения опытов,
наблюдений,
экспериментов
Оформлять
теоретические и
экспериментальные
результаты учебноисследовательской
работы
Оформлять
теоретические и
экспериментальные
результаты учебноисследовательской
работы

1.3. Содержание программы «Юный краевед - исследователь»
№
п/п

Название раздела,
темы

1

Количество часов

Формы аттестации
/
контроля

Всего

Теория

Практика

Введение в историкокультурное
краеведение

32 ч.

9 ч.

23 ч.

1.1

Историческое время и
пространство

2 ч.

2 ч.

-

Собеседование

1.2

Исторические
источники и работа с
ними

8 ч.

2 ч.

6 ч.

Практические
задания

1.3

Археологические
памятники

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Практические
задания

1.4

Культурные
памятники и традиции

10 ч.

4 ч.

6 ч.

Краткий опрос по
теме

1.5

Музеи г. Улан-Удэ

10 ч.

-

10 ч.

2.

Основы
музееведения

30 ч.

9 ч.

21 ч.

2.1

Основные функции
музеев

2 ч.

1 ч.

1 ч.

2.2

Понятие о музеях,
музейных коллекциях

6 ч.

2 ч.

4

Собеседование

2.3

Фонды музея.
Основной и научновспомогательный
фонды

2 ч.

2 ч.

-

Собеседование

2.4

Музейная
документация

20 ч.

4 ч.

16 ч.

Практические
задания

3

Учебноисследовательская
работа

126 ч.

10 ч.

116 ч.

3.1

Организация учебноисследовательской
работы в
дополнительном
образовании

58 ч.

2 ч.

56 ч.

Практические
задания

3.2

Технические средства
и технология в учебно-

40 ч.

38 ч.

Практические
задания

2 ч.

Тест

Практические
задания

исследовательской
деятельности
3.3

Использование фондов
и экспозиций
школьного музея в
учебноисследовательской
работе

3.4

Моя первая
презентация

18 ч.

2 ч.

16 ч.

4.

Основы
экскурсионной
работы

26 ч.

9 ч.

17 ч.

4.1

История
экскурсионного дела в
России

1 ч.

1 ч.

-

Краткий опрос по
теме

4.2

Роль экскурсионной
работы в школе

1 ч.

1 ч.

-

Краткий опрос по
теме

4.3

Элементы, методы и
психологические
приемы
экскурсионной работы

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Опрос

4.4

Мастерство
экскурсовода

4 ч.

2 ч.

2 ч.

Практические
задания

4.5

Разработка новой
экскурсии

6 ч.

2 ч.

4 ч.

Практические
задания

4.6

Портфолио
экскурсовода

4 ч.

1 ч.

3 ч.

Практические
задания

4.7

Индивидуальные и
групповые экскурсии

4 ч.

1 ч.

3 ч.

Практические
задания

4.8

Проведение экскурсии

4 ч.

-

4 ч.

Защита

2ч.

-.

2 ч.

Итоговая
аттестация

216 ч.

37 ч.

5

Итоговое занятие
Всего

10 ч.

4 ч.

6 ч.

179 ч.

Промежуточная
аттестация

Защита

Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Содержание программы на первый год обучения
Историко-культурное краеведение – 32 часа
Вводная часть
Теория. Введение. Что такое историко-культурное краеведение?
Историческое время и историческое пространство. Исторические источники и их
классификация (письменные и материальные) источники.
Практика. «Знаменательные даты» - практическое задание по составлению
исторического календаря. Знакомство с историческими источниками,
имеющимися в школьном музее.
Археологические памятники
Теория. Археология как наука.
Практика. «Археологические памятники г. Улан-Удэ» - тематические
экскурсии в музеи города. Практическое задание: составить карту
археологических памятников города.
Практика. Просмотр роликов по
«истории Улан-Удэ». Беседы по
просмотренным роликам. Г. Улан-Удэ в современное время – знакомство с
материалами музеев
Теория. Культурные памятники и традиции
История и культурные традиции народов Бурятии, г. Улан-Удэ –
исторический город.
Практика. Викторина: «Что мы знаем об истории и культуре нашей
республики?». Круглый стол: «Исторические памятники города».
«Старые фотографии» - консультирование по вопросам обработки и
улучшения качества старых фотографий.
«История и культура нашего края» - сбор и анализа материалов для создания
презентации.
Теория. Музеи г. Улан-Удэ
Практика. Виртуальные экскурсии по музеям г. Улан-Удэ. Практическое
задание: составить элементы виртуальной экскурсии.
Итоговая работа. Анализ материалов для создания презентации «История
г. Улан-Удэ».
Основы музееведения – 30 часов
Теория. Основные функции музеев. Комплектование (поиск и сбор
материалов и предметов определенной тематики, составляющих коллекцию
музея); изучение (научное описание, систематизация памятников истории и
культуры); охранная (реставрация, консервация, воспроизведение, обеспечение
безопасного хранения памятников истории и культуры); пропагандистская.
Знакомство с музейными профессиями: реставратор, хранитель фондов, главных
хранитель, научный сотрудник, фотограф, художник - экспозиционер,
архивариус, экскурсовод, методист и т.д.
Практика. Учащимся предлагается самостоятельно определить круг
необходимых профессий для обеспечения функционирования музея.

Теория. Понятие о музеях, музейных коллекциях. Тематическое собрание
музейных коллекций. Виды и профили музеев. Сбор музейных коллекций и
комплектование фондов – начальная стадия создания музея. Основные цели
комплектования – выявление и собирание памятников истории и культуры; сбор
разносторонней информации, отражающей взаимосвязь этих памятников,
изучаемых процессов и явлений; собрание и систематическое пополнение
музейных собраний, соответствующих его профилю и тематике. От того,
насколько фонды музея полны и разнообразны, зависит профиль музея,
содержание его экскурсионной и образовательной деятельности в зависимости от
содержания музейной коллекции определяются профили музеев: исторические,
военно-исторические, художественные и литературные, этнографические,
мемориальные, краеведческие, естественнонаучные и др.
Практика. Определить чем отличаются музей-выставка, музей – мастерская,
студия. Теория. Фонды музея. Основной и научно- вспомогательный фонд.
Понятие о музейном фонде. Понятие о музейном предмете. Виды фондов: ИЗО,
рукописно-документальный, фото- фоно- кино фонд, предметно-бытовой, фонд
нумизматики, оружейно-технический и др. Разделение фонда музея на основной и
научно-вспомогательный. Копии музейных предметов: новодел, реконструкция,
репринтные издания. Хранение и обеспечение сохранности музейного фонда.
Практика. Изготовить новодел для музея.
Теория. Музейная документация. Музейная документация – как средство
государственного учета памятников истории и культуры, обеспечивающее их
сохранность и точную фиксацию. Инвентарные книги – основной документ учета
и охраны музейных предметов. Акт приема-передачи музейных предметов на
постоянное и временное хранение. Шифровка и систематизация музейных
предметов. Коллекционная опись. Инвентарная карточка.
Практика. Составление «Легенды экспоната». Современные формы учета
музейных предметов. Использование компьютерных технологий в учетнохранительской работе. Создание электронной базы данных фондов школьного
музея.
Теория и практика учебно-исследовательской деятельности – 126 часов
Введение. Что такое учебно-исследовательская работа.
Организация учебно-исследовательской работы в дополнительном
образовании
Теория. С чего начинается учебно-исследовательская работа? Виды учебноисследовательской работы. Требования к оформлению.
Практика. «Учебный реферат» - практическая работа по оформлению
учебного реферата.
Технические средства и технологии в учебно-исследовательской
деятельности
Теория.
Информационно-коммуникативные
технологии
в
учебноисследовательской работе.
Практика. Практическая работа: «Элементы учебно-исследовательской
работы с использованием ИКТ».

Использование фондов и экспозиций школьного музея в учебноисследовательской работе
Теория. Техника и технология использования фондов школьного музея в
учебно-исследовательской работе.
Практика. «Фонды школьного музея» - обзорная экскурсия.
Итоговая работа – «Моя первая презентация».
«Теория и практика экскурсионной работы» - 26 часов
Введение в теорию экскурсионной работы
Теория. Введение в основы экскурсионной работы в школьном музее.
История экскурсионного дела в России. Роль экскурсионной работы в школьном
музее.
Элементы, методы и психологические приемы экскурсионной работы
Теория. Речевые, демонстрационные и психологические приемы
экскурсовода.
Практика. Беседа с элементами экскурсии – «Жесты, поза и манеры
экскурсовода». Пробная экскурсия новичков – «Эмоционально составляющее
экскурсии как средство привлечения внимания посетителей музея».
Мастерство экскурсовода
Теория. Манеры экскурсовода. Внеречевые средства общения во время
экскурсий.
Практика. Оттачивание мастерства экскурсоводов.
Разработка новой экскурсии
Теория. Методы разработки новой экскурсии. Материально-техническое
обеспечение. Новая экскурсия как средство привлечения посетителей.
Практика. - практическая работа по разработке и оформлению нового стенда
в школьном уголке.
Портфолио экскурсовода
Теория. Что такое портфолио экскурсовода? Требования к оформлению
портфолио экскурсовода.
Практика. «Мое первое портфолио экскурсовода». Отбор материалов для
создания портфолио экскурсовода. Практическая работа: начало создания
портфолио экскурсовода.
Индивидуальные и групповые экскурсии
Практика. Экскурсии для учащихся 1 – 11 классов. Пробные экскурсии.
Итоговая работа для новичков - «Моя первая экскурсия». 2 часа

«Юный краевед- исследователь»
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Введение в историкокультурное краеведение

32 ч.

9 ч.

23 ч.

1.1

Историческое время и
пространство

2 ч.

2 ч.

-

Собеседование

1.2

Исторические источники
и работа с ними

8 ч.

2 ч.

6 ч.

Практические задания

1.3

Археологические
памятники

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Практические задания

1.4

Культурные памятники и
традиции

10 ч.

4 ч.

6 ч.

Краткий опрос по теме

1.5

Музеи г. Улан-Удэ

10 ч.

-

10 ч.

2.

Основы
музееведения

30 ч.

9 ч.

21 ч.

2.1

Основные функции
музеев

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Практические задания

2.2

Понятие о музеях,
музейных коллекциях

6 ч.

2 ч.

4

Собеседование

2.3

Фонды музея. Основной
и научновспомогательный фонды

2 ч.

2 ч.

-

Собеседование

Музейная документация

20 ч.

4 ч.

Учебноисследовательская
работа

126 ч.

10 ч.

116 ч.

Организация учебноисследовательской работы
в дополнительном
образовании

58 ч.

2 ч.

56 ч.

Практические задания

Технические средства и
технология в учебноисследовательской
деятельности

40 ч.

2 ч.

38 ч.

Практические задания

1

2.4
3

3.1

3.2

Практика

Формы
аттестации/контроля

16 ч.

Тест

Практические задания

3.3

Использование фондов и
экспозиций школьного
музея в учебноисследовательской работе

10 ч.

4 ч.

6 ч.

3.4

Моя первая презентация

18 ч.

2 ч.

16 ч.

Промежуточная
аттестация

Защита

4.

Основы экскурсионной
работы

26 ч.

9 ч.

17 ч.

4.1

История экскурсионного
дела в России

1 ч.

1 ч.

-

Краткий опрос по теме

4.2

Роль экскурсионной
работы в школе

1 ч.

1 ч.

-

Краткий опрос по теме

4.3

Элементы, методы и
психологические приемы
экскурсионной работы

2 ч.

1 ч.

1 ч.

4.4

Мастерство экскурсовода

4 ч.

2 ч.

2 ч.

Практические задания

4.5

Разработка новой
экскурсии

6 ч.

2 ч.

4 ч.

Практические задания

4.6

Портфолио экскурсовода

4 ч.

1 ч.

3 ч.

Практические задания

4.7

Индивидуальные и
групповые экскурсии

4 ч.

1 ч.

3 ч.

Практические задания

4.8

Проведение экскурсии

4 ч.

-

4 ч.

2ч.

-.

2 ч.

216 ч.

37 ч.

5

Итоговое занятие
Всего

Опрос

Защита
Итоговая аттестация

179 ч.

Содержание программы на 2 год обучения
Историко-культурное краеведение – 32 часа
Теория. Улан-Удэ– моя Малая родина. История г. Улан-Удэ в контексте
истории России и Республики Бурятии.
Практика. «Знаменательные даты» - практическое задание по составлению
исторического календаря. Знакомство с историческими источниками,
имеющимися в школьном музее.
Археологические памятники
Теория. Археология как наука.
Практика. «Археологические памятники г. Улан-Удэ» - тематические
экскурсии в музеи города. Практическое задание: составить карту
археологических памятников города.
Практика. Просмотр роликов по «истории Улан-Удэ». Беседы по
просмотренным роликам. Г. Улан-Удэ в современное время – знакомство с
материалами музеев

Теория. Культурные памятники и традиции
История и культурные традиции народов Бурятии, г. Улан-Удэ –
исторический город. Дома и улицы города Улан -Удэ.
Практика. Экскурсия по городу Улан-Удэ, с элементами учебноисследовательской работы.
Практика. Викторина: «Что мы знаем об истории и культуре нашей
города?».
«История и культура нашего края» - сбор и анализа материалов для создания
презентации.
Теория. Музеи г. Улан-Удэ
Практика. Виртуальные экскурсии по музеям г. Улан-Удэ. Практическое
задание: составить элементы виртуальной экскурсии.
Итоговая работа. Анализ материалов для создания презентации «История
г. Улан-Удэ».
Основы музееведения – 30 часов
Теория. Основные функции музеев. Общественный характер музея
(школьный музей – определенная форма детской общественной организации,
объединение детей на основе общего интереса к истории родного края и
изучения его музейно-краеведческими средствами). Название должно отражать
профиль музея. Профиль – важнейшая категория классификации музея.
Основные профильные группы музеев (естественно-научные, исторические,
литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические и др.).
Практика. Учащимся предлагается самостоятельно определить круг
необходимых профессий для обеспечения функционирования музея.
Теория. Понятие о музеях. Особенность школьных музеев они изучают и
документируют события и явления, связанные с историей и природой родного
края и поэтому все относятся к краеведческим музеям. Составление названия –
важнейший процесс музейного творчества: название несет важное
информационное значение, призванное показать статус музея, его место в
музейной сети, его профиль, специфику документирующей и образовательновоспитательной функции, наименование учредителя, определяет направление
поисково-собирательской работы.
Практика. Определить чем отличается школьный музей от государственных.
Теория. Фонды музея. Создание концепции – первый этап формирования
будущего музея. Это своеобразная долговременная программа деятельности
актива школьного музея. Каждый раздел концепции создаваемого музея должен
быть оформлен на отдельном листе, где четко сформулировано направление
работы, указаны пути осуществления задуманного. Для современного музея, в т.ч.
и школьного, характерно разнообразие методов, причем ведущим является
комплексно-тематический.
Разработка тематической структуры – особо важное звено в научной
подготовке экспозиции. Структура построения композиции: деление на отделы по
общественно-экономическим, временным и др. формациям, деление отделов на
темы и подтемы, которые взаимосвязаны между собой. Обязательным является

соблюдение принципов сохранения выбранной структуры построения экспозиции
(принцип хронологической или иной последовательности)
Практика. Составить тематическую структуру музея.
Теория. Музейная документация. Систематизация отобранного для
коллекции материала: по темам и разделам экспозиции, по роду памятников, по
сохранности и т.д. с целью облегчения поиск, учета хранения. Идейный замысел –
творческий процесс, призванный наметить и определить идею композиции
музейного пространства, способы демонстрации музейных памятников, методы
включения экспозиции в интерактивные формы работы.
Теоретическое занятие закрепляется практической работой, выполняемой
учащимися индивидуально или творческой группой, как домашнее задание:
определить замысел экспозиции, продумать композиционное решение, создать
эскиз музейного интерьер
Практика. Выполнение учащимися индивидуально или группой создать
эскиз музейного интерьера, с использование компьютерных технологий в учетнохранительской работе. Создание электронной базы данных фондов школьного
музея.
Теория и практика учебно-исследовательской деятельности – 126 часов
Что такое учебно-исследовательская работа.
Организация учебно-исследовательской работы в дополнительном
образовании
Теория. Предмет, объект исследовательской работы. Цели и задачи
исследовательской работы. Требования к оформлению учебно-исследовательской
работы.
Практика. Практическая работа по выбору объекта для исследования.
Заполнение тетради исследователя.
Теория. Система в учебно-исследовательской деятельности. Порядок
выполнения УИР.
Практика. Практическое задание. Систематизировать собранные материалы
и оформить их для дальнейшего использования в УИР.
Использование фондов и экспозиций школьного музея в учебноисследовательской работе
Теория. Техника и технология использования фондов школьного музея в
учебно-исследовательской работе.
Практика. «Фонды школьного музея» - обзорная экскурсия. Итоговая
работа –
Мой первый реферат
Теория. Как правильно написать и оформить учебный
реферат?
Практика. Написание и защита учебного реферата «Улан-Удэ – моя малая
родина».
«Теория и практика экскурсионной работы» - 26 часов
Введение в теорию экскурсионной работы
Теория. Введение в основы экскурсионной работы в школьном музее. Роль
экскурсионной работы в школьном музее.

Элементы, методы и психологические приемы экскурсионной работы
Теория. Особенности музейной экскурсии. Особенности наблюдения
объектов экскурсии. Методические приемы показа и рассказа. Активизация
внимания посетителей.
Практика. Круглый стол «Как правильно провести экскурсию в школьном
музее?»
Экскурсия по школьному музею с применением алгоритма проведения
экскурсий.
Мастерство экскурсовода
Теория. Манеры экскурсовода. Внеречевые средства общения во время
экскурсий.
Практика. Оттачивание мастерства экскурсоводов.
Разработка новой экскурсии
Теория. Методы разработки новой экскурсии. Материально-техническое
обеспечение. Новая экскурсия как средство привлечения посетителей.
Практика. - практическая работа по разработке и оформлению нового стенда
в школьном уголке.
Портфолио экскурсовода
Теория. Портфель экскурсовода: схема экскурсионного маршрута, резюме
экскурсовода, методические материалы, терминологический словарь. Рабочее
место экскурсовода.
Практика. Практическое задание подготовка к экскурсиям.
Практика. Учебная экскурсия как она есть. Пробные экскурсии.
Участие в проведении экскурсий по школьному музею
Практика. Проведение экскурсий для учащихся и гостей школы.
Итоговая работа.
«Юный краевед - исследователь»
Продвинутый уровень (3 год обучения)
Учебный план
№
п/п

Название
раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

Введение в
историкокультурное
краеведение

32 ч.

9 ч.

23 ч.

1.1

Историческое время
и пространство

2 ч.

2 ч.

-

Собеседование

1.2

Исторические
источники и работа с
ними

8 ч.

2 ч.

6 ч.

Практические
задания

1.3

Археологические
памятники

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Практические
задания

1

1.4

Культурные
памятники и
традиции

10 ч.

4 ч.

6 ч.

Краткий опрос по
теме

1.5

Музеи г. Улан-Удэ

10 ч.

-

10 ч.

2.

Основы
музееведения

30 ч.

9 ч.

21 ч.

2.1

Основные функции
музеев

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Практические
задания

2.2

Понятие о музеях,
музейных
коллекциях

6 ч.

2 ч.

4

Собеседование

2.3

Фонды музея.
Основной и научновспомогательный
фонды

2 ч.

2 ч.

2.4

Музейная
документация

20 ч.

4 ч.

16 ч.

3

Учебноисследовательская
работа

126 ч.

10 ч.

116 ч.

3.1

Организация учебноисследовательской
работы в
дополнительном
образовании

58 ч.

2 ч.

56 ч.

Практические
задания

3.2

Технические
средства и
технология в учебноисследовательской
деятельности

40 ч.

2 ч.

38 ч.

Практические
задания

3.3

Использование
фондов и экспозиций
школьного музея в
учебноисследовательской
работе

10 ч.

4 ч.

6 ч.

Промежуточная
аттестация

3.4

Моя первая
презентация

18 ч.

2 ч.

16 ч.

4.

Основы
экскурсионной
работы

26 ч.

9 ч.

17 ч.

4.1

История
экскурсионного дела

1 ч.

1 ч.

-

Тест

Собеседование

-

Практические
задания

Защита

Краткий опрос по
теме

в России
4.2

Роль экскурсионной
работы в школе

1 ч.

1 ч.

-

Краткий опрос по
теме

4.3

Элементы, методы и
психологические
приемы
экскурсионной
работы

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Опрос

4.4

Мастерство
экскурсовода

4 ч.

2 ч.

2 ч.

Практические
задания

4.5

Разработка новой
экскурсии

6 ч.

2 ч.

4 ч.

Практические
задания

4.6

Портфолио
экскурсовода

4 ч.

1 ч.

3 ч.

Практические
задания

4.7

Индивидуальные и
групповые
экскурсии

4 ч.

1 ч.

3 ч.

Практические
задания

4.8

Проведение
экскурсии

4 ч.

-

4 ч.

Защита

Итоговое занятие

2ч.

-.

2 ч.

Итоговая аттестация

216 ч.

37 ч.

179 ч.

5

Всего

Содержание программы на 3 год обучения
Историко-культурное краеведение – 32 часа
Теория. История краеведческой работы в России. Источники по истории
родного края. Методы краеведческой работы. Достопримечательности своего
района, охрана памятников истории, природы, культуры и архитектуры.
Практика.
Практическое задание «Отобрать, проанализировать и классифицировать
источники по истории родного края». Составить рассказ «Источники и их роль в
научно-краеведческой работе».
Краеведческая работа в школе
Теория. Этапы развития краеведческой работы в школе.
Практика. Тематическая экскурсия по школьному военно-патриотическому
музею.
Выдающиеся жители г. Улан-Удэ
Теория. Выдающиеся жители нашего города.
Практика. Практическая работа. Создание презентации о выдающихся
жителях г. Улан-Удэ.
Проектная работа обучающихся «Моя малая родина»

Практика. Сбор материалов. Анализ материалов. Написание проектной
работы. Создание презентации.
Итоговое занятие. Защита проектной работы «Моя малая родина».
Основы музееведения – 30 часов
Теория. Основные функции музеев. Работа с библиографическими
источниками - необходимое условие планирования комплектования, позволяющее
определить направление поисково-собирательской деятельности для пополнения
коллекции, определения конкретных направлений поиска.Систематизация
отобранного для коллекции материала: по темам и разделам экспозиции, по роду
памятников, по сохранности и т.д. с целью облегчения поиск, учета хранения.
Идейный замысел – творческий процесс, призванный наметить и определить
идею композиции музейного пространства, способы демонстрации музейных
памятников, методы включения экспозиции в интерактивные формы работы.
Практика. Создать эскиз музейного интерьера.
Теория. Понятие о музеях. Исторический, краеведческий, этнографический,
литературный, художественный и т. д.).
Практика. Определить чем отличается исторический, краеведческий,
этнографический, литературный, художественный музей друг от друга.
Теория. От коллекции до музея. Основы коллекционирования. Что можно
коллекционировать (филателия, нумизматика и т.д.).
Практическая часть: экскурсии по музеям города, организация выставок:
«Моя коллекция».
Теория. Музейная документация. Систематизация отобранного для
коллекции материала: по темам и разделам экспозиции, по роду памятников, по
сохранности и т.д. с целью облегчения поиск, учета хранения. Идейный замысел –
творческий процесс, призванный наметить и определить идею композиции
музейного пространства, способы демонстрации музейных памятников, методы
включения экспозиции в интерактивные формы работы.
Практика. Выполнение учащимися музейного проекта, с использование
компьютерных технологий. Создание электронной базы данных фондов
школьного музея.
Теория и практика учебно-исследовательской деятельности – 126 часов.
Учебно-исследовательская работа обучающихся
Теория. Методика написания учебно-исследовательской работы. Требования
к оформлению презентаций к УИР.
Практика. Создание презентации к учебно-исследовательской работе на
вольную тему.
Письменные работы учащихся
Теория. Письменные работы: доклады, рефераты, публикации.
Практика. Практическое задание. Написать реферат по теме истории
родного края и его защита.
Проектная работа учащихся
Теория. Проектная работа: теория проектной работы, требования к учебному
проекту. Отбор и анализ материалов проекта. Учебный проект – как он есть.

Практика. Круглый стол – «Как начать работать над проектом?».
Беседа с обучающимся с элементами практической работы: «Работа с
источниками и материалами проектной работы». Практическое задание.
Придумать проект и начать работу над ним.
Мой первый проект
Практика. Создание учебного проекта, защита.
Теория и практика экскурсионной работы – 26 часов.
Туризм и краеведение в России и в Республики Бурятия.
Теория. Туристско-краеведческая и экскурсионная работа в России и в
Бурятии. Показ и рассказ во время экскурсии.
Практика. Конференция с экскурсоводами «Технология достижения
единства показа и рассказа во время проведения экскурсий».
Специфика организации и проведения музейной экскурсии
Теория. Музейная экскурсия ее специфические черты.
Практика. Практическое задание. Самостоятельно организовать экскурсию
по школьному музею.
Особенности проведения экскурсий по памятным местах боевой и
трудовой славы г. Улан-Удэ.
Теория. Организация и проведение экскурсий.
Практика. Просмотр ролика по экскурсиях по местам боевой и трудовой
славы. Беседа по просмотренному ролику.
Специфика проведения экскурсий в культовых объектах
Теория. Культовые объекты г. Улан-Удэ. Как организовать экскурсию в
храм?
Практическое задание. Экскурсия в храм.
Инновации в экскурсионной работе
Теория. Инновационные технологии экскурсионной работы. Виртуальная
экскурсия.
Практика. Просмотр ролика «Виртуальная экскурсия по школьному музею».
Круглый стол «Применение форм виртуальной экскурсии для привлечения
посетителей».
Практическая работа «Как создать виртуальную экскурсию?».
Экскурсионная работа в школьном музее
Практика. Проведение экскурсий для учащихся школы. Освоение методов
экскурсионной работы.
Презентация для интерактивной экскурсии
Практика. Отбор материалов для создания интерактивной экскурсии.
Итоговая работа. Создание презентации для интерактивной экскурсии.

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
108
Продолжительность каникул
с 01.06.2024 г. по 31.08.2024 г.
Даты начала и окончания
с 01.09.2023 по 31.05.2024 г.
учебного года
Сроки промежуточной
Декабрь, 2023 г.
аттестации
Сроки итоговой аттестации
Май, 2024 г.
(при наличии)
2.2. Условия реализации программы
Аспекты

Таблица 2.2.1.

Характеристика
Кабинет для занятий площадью 63,78 кв.м., 20
ученических
мест,
соответствующих
нормам
МатериальноСанэпиднадзора.
техническое
Мультимедийное оборудование; демонстрационные
обеспечение
системы; компьютер для видеомонтажа; интерактивная
панель.
http://biblioclub.ru/
Информационн
https://www.youtube.com/watch?v=-8BAZMuHR3s
https://www.youtube.com/watch?v=3QxSPVjEое обеспечение
3Q&list=RDCMUCnTxPyvjalu5mlGR1i3Mmqw&index=11
Кадровое
обеспечение

Педагоги дополнительного образования,
Учителя гуманитарных дисциплин

2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
 Творческая работа
 Экскурсия
 Конкурс
 Выставка
 Презентация

2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества
реализации ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального
опыта учащихся
Уровень сохранения и
укрепления здоровья учащихся
Уровень теоретической
подготовки учащихся
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами

Оценочные материалы

Методики
Методика «Креативность личности»
Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка
здоровьесберегающей деятельности
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Разрабатываются ПДО
самостоятельно
Изучение удовлетворенности
родителей работой образовательного
учреждения (методика Е.Н.Степановой)
Тест «Историко-культурное
краеведение».
Тест «Основы музееведения».
Защита Учебно-исследовательской
работы.
Тест «Основы экскурсионной работы».

2.5. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Игровой
 Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие

Беседа
 Встреча с интересными людьми
 Выставка
 Защита проекта
 Игра
 Презентация
 Мини-конференция


Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология дифференцированного обучения
 Технология проблемного обучения
 Технология дистанционного обучения
 Технология исследовательской деятельности
 Проектная технология
 Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
 Инструкции
 Технологические карты
 Образцы предметов


2.6. Список литературы
1. Атлас Бурятии. – У-У, 2008.- 533 с.; ил.
2. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности – М.:
Издательский центр «Академия», 2017 – 128 с.
3. Волков Л.С.. Школьный музей XX века. – Внешкольник, 2012, № 5, стр. 20.
4. Гурьянов В. По Большой, Большой Николаевской. – У-У, 1998.- 216 с.
5. Герои Бурятии. – У-У, 2015.- 186 с.
6. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения – М.: Просвещение, 2012.- 389 с.
7. Добрина Н.А. Экскурсоведение – М.: «Флинта», 2013 – 288 с.
8. Дорофеев М.В. Историческое краеведение – М.: Издательский центр
«Академия», 2014 – 192 с.
9. Емельяно Б.В. Экскурсоведение – М.: Издательство «Советский спорт»,
2007 – 298 с.
10. Исакова А.И. Учебно-исследовательская работа – Томск «ТУСУР», 2016
– 117 с.
11. Кудрина Т.А. Музеи школы. - М. Просвещение, 2004.- 248 с.
12. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. – Новосибирск, 1983. –
283 с.
13. Музееведение. Учебное пособие для студентов. – М., Педагогика, 2012.428 с.
14. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. – М.:
Педагогика, 2013.- 316 с.
15. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. – М.: Просвещение, 2010.286 с.
16. Семина Г. М. Из истории города Улан-Удэ.– У-У, 1996.- 194 с.
17. Соколова И.В. Следопыты ведут поиск. Пособие для учителей – М.:
Просвещение, 2013.- 259 с.
18.Телишев В.Ф. Историческое краеведение – Казань: Издательство
Казанского государственного университета, 2009 – 45 с.
.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».