1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи программы 5 3. Учебно-тематический план 6 4. Содержание программы 8 5. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год 14 6. Календарно-тематическое планирование программы 15 7. Планируемые результаты освоение образовательной программы 17 8. Оценочные материалы программы 18 9. Форма обучения, методы, приемы, формы организации учебного процесса, формы и типы занятий, формы контроля 19 10. Материально - техническое обеспечение программы 20 11. Список использованной литературы 21 2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общеразвивающая программа дополнительного образования по футболу для спортивнооздоровительных групп (далее – Программа) составлена на основе нормативных документов и реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации. Программа предназначена для тренеров-преподавателей, ведущих занятия в спортивно-оздоровительных группах и рассчитана на детей от 6 лет и старше. В данной программе отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований, опыт работы спортивных школ по футболу. Нормативные основания для создания дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273ФЗ; - Концепция развития дополнительного образования на 2015-2020 годы от 4.09.2014 г. № 1726-р; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»; - Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. № 09-3242; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03. 09 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития системы дополнительного образования детей»; - СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Направленность программы – физкультурно-спортивная; Актуальность программы. Игра в футбол одна из захватывающих, увлекательных, интересных и популярных игр на сегодняшний день. Технические приёмы, тактические действия заключают в себе большие возможности для расширения и развития физических способностей, а также помогает в нравственном воспитании детей и подростков. В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, приобщение к здоровому образу жизни, приобретается привычка к самостоятельным занятиям спортом. Футбол - командная игра, которая дисциплинирует, воспитывает чувство коллективизма, волю, целеустремленность. Игра в футбол развивает не только физические качества ребенка, но и развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Укрепляет костную, сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы растущего организма, приобщая детей к активным занятиям спортом. Включение различных специальных упражнений, подвижных 3 игр, разнообразных форм занятий по футболу в учебно-тренировочный процесс позволит разнообразить процесс обучения, избежать схематичности, монотонности и повысить эффективность занятий, что в дальнейшем приведет к определенным результатам. Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития. Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. По уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы. Отличительные особенности программы Данная программа является модифицированной, так как она разработана на основе типовых программ физкультурно-спортивной направленности и способствует расширению и повышению физкультурно-спортивной культуры детей. Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств. Возраст детей, участников программы и их психологические особенности Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа ориентирована на работу с детьми 6-18 лет. Программа предусматривает возможность обучения в одной группе детей разных возрастов с различным уровнем подготовленности. Программа предполагает освоение видов деятельности в соответствии с психологическими особенностями возраста адресата программ. Объём и сроки освоения программы. Продолжительность образовательного процесса – 1 год. Обучение по программе рассчитано на 36 рабочих недель. Продолжительность реализации всей программы 216 часов. Недельный объем - 6 часов в неделю по 45 мин. Наполняемость в группах 20 человек. Формы и режим занятий. Основной формой организации образовательного процесса является групповое учебно-тренировочное занятие. Каждое занятие условно делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. В процессе реализации программы используются также и другие формы занятий: лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и др. Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной. Режимы тренировочной работы Год Минимальный Мин./макс. Кол-во Кол-во Этапы обучения возраст для количество часов в занятий подготовки зачисления детей в группе неделю в (человек) неделю Весь этап 6 лет 20 до 6 3 Базовый обучения 4 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения основами игры в волейбол. Задачи: Обучающие: - обучить техническим приёмам и правилам игры; - обучить тактическим действиям; - обучить приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях; - обучить навыкам регулирования психического состояния. Развивающие: - развивать повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта; - развивать совершенствование навыков и умений игры; - развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма. Воспитательные: - воспитывать выработку организаторских навыков и умения действовать в коллективе; - воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи; - воспитывать привычку к самостоятельным занятиям избранным видом спорта в свободное время; -воспитывать потребность к ведению здорового образа жизни. 5 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебный план – это основополагающий документ, определяющий распределение временных объемов подготовки футболистов. При составлении учебного плана следует исходить из специфики футбола, возрастных особенностей юных футболистов, основополагающих положений теории и методики футбола. Чтобы план был реальным, понятным и выполнимым с решением задач, изначально необходимо определить оптимальные суммарные объемы тренировочной и игровой деятельности. Затем, беря за основу процентные соотношения отдельных видов подготовки из теории и методики футбола, рассчитываем объемы (в часах), приходящиеся на отдельные виды подготовки. Направленности и содержанию обучения свойственна определенная динамика: постепенно уменьшается, а затем стабилизируется объем нагрузок на общую физическую нагрузку. Постепенный переход от освоения основ техники и тактики футбола к основательному изучению и совершенствованию сложных технико-тактических действий на основе одновременного развития специальных физических и психических способностей. Увеличение объема игровых нагрузок. Особенность спортивно-оздоровительного этапа – работа с малоподготовленными детьми, с разным уровнем физического развития, поэтому распределение учебного материала в годичном цикле целесообразно проводить по месячным и недельным циклам, не придерживаясь концепции периодизации. В сентябре преобладает общая физическая подготовка с акцентом на развитие гибкости, ловкости, быстроты, а также гармоническое развитие всех мышечных групп. Годовой учебный план-график по футболу Количество Разделы, темы № часов Теория 8 1 Краткий обзор развития футбола в России 1 2 Краткие сведения о строении и функциях организма и 1 влияние на него физических упражнений 3 Футбол как вид спорта и средство физического 1 воспитания 4 Травматизм в спорте и его профилактика 1 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 Гигиена, врачебный контроль Основы методики обучения и тренировки игры в футбол Основы технической и тактической подготовки Психологическая подготовка спортсмена Практика Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Техническая подготовка Тактическая подготовка Игровая подготовка Выполнение контрольно-переводных нормативов Всего теории и практики 1 1 1 1 208 78 68 16 16 26 4 216 6 Тематическое планирование учебных часов по футболу для спортивно - оздоровительной группы Содержание занятий Теория часы Физическая культура и спорт в России. Краткий обзор развития футбола в России. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние на него физических упражнений. Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки. Гигиена врачебный контроль. Основы методики обучения и тренировки игры в футбол Основы техники и тактики игры в футбол Месяцы Сентябр ь Октябр ь 1 1 Ноябрь Декабр ь Январь Февраль март Апре ль май июн ь июль Август 1 1 1 1 1 Правила и организация соревнований ИТОГО ЧАСОВ: 8 Практика Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Техническая подготовка Тактическая подготовка 78 68 16 16 9 7 1 2 8 8 2 1 9 7 2 2 8 8 2 2 9 8 2 2 9 8 2 2 8 8 2 2 9 7 2 1 9 7 1 2 Игровая подготовка 26 2 3 3 3 3 3 3 3 3 Выполнение контрольно-переводных нормативов ИТОГО ЧАСОВ Участие в соревнованиях ВСЕГО ЧАСОВ 4 2 208 23 22 23 216 24 23 23 1 2 23 24 24 23 22 По календарному плану 24 25 24 24 24 24 25 7 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа содержит разделы, в которых изложен материал по видам подготовки (теоретическая, физическая, техническая, тактическая, психологическая), средства, методы, формы подготовки, система контрольных нормативов и упражнений. Содержание программного материала обеспечивает непрерывность и последовательность процесса на протяжении всего периода обучения. Учебный год в Учреждении начинается с первого сентября. Продолжительность учебного года на спортивно-оздоровительном этапе – 36 недель. На комплектование учебных групп отводится один месяц, начиная с 1-го сентября. Основной формой проведения занятия является тренировочный урок. Тренировочный урок делится на три части. Подготовительная часть – сообщение задач урока, организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части урока. В ней применяются общеразвиающие, специально – подготовительные и имитационные упражнения. Главная задача основной части – обучение и совершенствование техники спортивного упражнения, двигательного действия, обеспечение общей и специальной подготовки. Физические упражнения в виде тренировочных заданий в основной части располагают в следующей последовательности: упражнения (комплексы и игры), направленные на воспитание быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации. В заключительную часть урока включают упражнения, направленные на развитие быстроты, применяют в основной части урока после разминки. Вслед за ними используют игры и игровые упражнения. Подготовительная часть. Задачи подготовительной части занятия: Организация занимающихся; Подготовка их для наиболее успешного решения задач основной части занятия. Средства подготовительной части занятия: Строевые упражнения Упражнения на внимание; Различные виды ходьбы, бега, прыжков; Общеразвивающие, подготовительные, подводящие упражнения; Ранее изученные упражнения из техники футбола. При проведении подготовительной части занятия необходимо придерживаться следующих рекомендаций: 1. Подготовить заблаговременно инвентарь и место для проведения занятий; 2. Начинать занятие с построения и постановки задач; 3. Проводить подготовительную часть без значительных пауз; 4. При проведении строевых и общеразвивающих упражнений пользоваться общепринятой гимнастической терминологией; 5. Чередовать упражнения, чтобы обеспечить нагрузку на различные части тела и группы мышц; 6. Чередовать силовые, по характеру выполнения упражнений, с упражнениями на растяжение и расслабление, медленные с быстрыми, а также разнообразить темп выполнения; 7. Использовать подвижные игры, которые являются подготовительными к футболу Основная часть. Задачи основной части занятия: Изучение и совершенствование техники игры в нападении и защите; Освоение элементов тактики в нападении и защите; 8 Повышение физической подготовленности занимающихся; Воспитание у занимающихся специальных двигательных качеств; Обучение занимающихся применять приобретенные умения и навыки в различных условиях игровой деятельности. Средства основной части занятия: Подготовительные, подводящие, специальные по технике и тактике упражнения; Подвижные игры; Учебные и двусторонние игры в футбол. Учебные игры носят целевую игровую направленность, строго регламентировать действия играющих. В двухсторонних играх занимающиеся выполняют все ранее разученные технические приемы и тактические действия произвольно. Организационно-методические указания Преимущественная направленность образовательного процесса определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем необходимо уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости, скоростных способностей и силы, т.е. тех качеств, в основе которых лежат разные физиологические механизмы. Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств Морфофункциональные Возраст (лет) показатели физических 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 качеств Рост + + + + Мышечная масса + + + + Быстрота + + + + Скоростно-силовые + + + + + качества Сила + + + + Выносливость (аэробные + + + возможности) Анаэробные возможности + + + Гибкость + + + + Координационные + + + + способности Равновесие + + + + + + + + При планировании и проведении занятий детьми необходимо учитывать их возрастные особенности. Строго нормировать физические нагрузки. В занятия включать упражнения преимущественно комплексного воздействия, в том числе упражнения для формирования крепкого мышечного корсета, обеспечивающие поддержание нормальной осанки. Кроме этого в занятиях с детьми этого возраста следует уделять должное внимание освоению техники волейбола, так как их организм вполне подготовлен к освоению элементарных умений и навыков. У них достаточно развиты зрительный и двигательный анализаторы ЦНС. Они в состоянии управлять отдельными действиями, координировать движения рук и ног. 9 Вместе с тем при разучивании какого-либо приема техники с детьми, для создания целостного представления в изучаемом приеме необходимы образцовый показ тренером приема и доходчивое объяснение способа его выполнения. В то же время в процессе совершенствования приемов техники полезно включать элементы вариативности их выполнения, что в определенной степени способствует развитию координационных способностей юных футболистов. Параллельно во взаимосвязи с совершенствованием приемов техники следует осваивать индивидуальные, групповые и командные тактические действия в атаке и обороне. 4.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА Теоретическая подготовка Цель и основное содержание данной предметной области Программы определяются необходимостью приобретения спортсменами определенного минимума знаний для понимания сущности спорта, тренировочного процесса и требований для безопасного его осуществления. Порядок проведения занятий может меняться на усмотрение планирующего и организующего проведение занятий. Рекомендуемый перечень тематических разделов и объемы программного материала по теории и методике физической культуры и спорта. Общая физическая подготовка (ОФП) является необходимым звеном спортивной тренировки. Она решает следующие задачи: укрепление здоровья и гармоническое физическое развитие обучающегося; развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости; расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма; использование физических упражнений с целью активного отдыха и профилактического лечения. Весь многообразный состав тренировочных средств ОФП объединен в пять групп: гимнастические упражнения, легкоатлетические упражнения, акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка – процесс воспитания физических способностей и функциональных возможностей спортсмена, отвечающих специфике футбола. Задачи по специальной физической подготовке следующие: Повышение функциональных возможностей, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности; воспитание специальных физических способностей: достижение спортивной формы. Задачи специальной подготовки: упражнения для развития быстроты и ловкости движений футболиста; упражнения для развития специальной выносливости футболиста; упражнения для развития скоростно-силовых качеств футболиста; упражнения для развития игровой ловкости футболиста. Развитие силы /силовая подготовка/. Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса /подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений Упражнения с отягощениями /штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера/ Упражнения на снарядах и со снарядами Упражнения из других видов спорта Подвижные и спортивные игры Развитие быстроты /скоростная подготовка/. Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени. Подвижные и спортивные игры. 10 Развитие выносливости. Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время. Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время /лыжи, коньки, плавание, ходьба/ Подвижные спортивные игры Развитие ловкости /координационная подготовка/. Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений. Выполнение упражнений из непривычного /неудобного/ положения. Подвижные и спортивные игры. Развитие гибкости. Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды /степени подвижности/ в суставах, упражнение из других видов спорта /гимнастика, акробатика/ Техническая подготовка Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. Классификация и терминология технических приемов. Высокая техника владения мячом – основа спортивного мастерства. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом – рациональность и быстрота выполнения, эффективность применения в конкретных игровых условиях. Анализ выполнения технических приемов и их применения в различных игровых ситуациях: ударов по мячу ногами и головой, остановок, ведения, обводки и ложных движений (финтов), отбора мяча, вбрасывания мяча, основных технических приемов игры вратаря. Контрольные упражнения и нормативы по технической подготовке для обучающихся. Основные недостатки в технике обучающихся и пути их устранения. Тактическая подготовка Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. Характеристика и анализ тактических вариантов игры. Тактика отдельных линий и игроков команды (вратаря, защитников, полузащитников, нападающих). Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Перспективы развития тактики игры. Тактические замены в играх. Тактика игры в нападении: высокий темп атаки, скоростное маневрирование в глубину обороны противника или по фронту в чужую зону с переменой местами, усиление темпа атаки в ее завершающей фазе, использование скоростной обводки, реальных возможностей для обстрела ворот. Атакующие комбинации флангом и центром. Тактика игры в защите: «зона», «персональная опека», комбинированная оборона. Создание численного преимущества в обороне, закрывание всех игроков атакующей команды в зоне мяча, соблюдение принципов страховки и взаимостраховки (расположение игроков при обороне). Тактика отбора мяча. Создание искусственного положения «вне игры». Тактические комбинации (в нападении и защите) при выполнении ударов: начальном от ворот, угловом, свободном, штрафном, при вбрасывании мяча из-за боковой линии. Значение тактических заданий, которые даются обучающимся на игру, и умение играть по плану-заданию. Зависимость тактического построения игры своей команды от тактики противника, индивидуальной подготовки игроков, размера поля, метеорологических условий и других факторов. Разбор видеоматериалов по технике и тактике игры футболистов высокой квалификации. Психологическая подготовка Моральные качества спортсмена: добросовестное отношение к труду, смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности, чувство ответственности перед коллективом, взаимопомощь, организованность. Понятие психологической подготовки футболиста. Значение развития волевых качеств и психологической подготовленности для повышения спортивного мастерства футболистов. Основные методы развития волевых качеств и совершенствования психологической подготовки футболистов в процессе спортивной тренировки. Умение преодолевать трудности, возникающие у обучающихся в связи с 11 перенесением больших физических нагрузок. Непосредственная психологическая подготовка обучающихся к предстоящим соревнованиям. Врачебный контроль Врачебный контроль за юными спортсменами осуществляется силами врачей общеобразовательных школ, врачом ДЮСШ и лечебно-профилактическими учреждениями в тесном контакте с тренерско-преподавательским коллективом два раза в год – в сентябре и феврале учащиеся проходят медицинское обследование. Врачебный контроль является составной частью общего учебно-тренировочного плана подготовки юных спортсменов. Инструкторская и судейская практика Приобретение навыков судейства и самостоятельной практики проведения занятий является обязательным для всех групп подготовки, проводится с целью получения учащимися звания инструктора-общественника и судьи по спорту и последующего привлечения их к тренерской и судейской работе, а также имеет большое воспитательное значение у занимающихся воспитывается вкус к наставничеству, сознательное отношение к тренировочному процессу и уважение к решениям судей. Навыки организации и проведения занятий и соревнований приобретаются на всем протяжении многолетней подготовки в процессе теоретических занятий и практической работы в качестве помощника тренера, инструктора, помощника судьи, секретаря, самостоятельного судейства. Восстановительные мероприятия Все многочисленнее средства восстановления подразделяются на группы: психолого-педагогические 1) творческое использование тренировочных и соревновательных нагрузок; 2) применение средств общей физической подготовки с целью переключения форм двигательной активности и создания благоприятных условий для протекания процесса восстановления; 3) оптимальная продолжительность отдыха между занятиями, варьирование интервалов отдыха между упражнениями; 4) применение средств и методов психорегулирующей тренировки. медико – биологические 1) специализированное питание, фармакологические средства; 2) распорядок дня; 3) спортивный массах (ручной и вибрационный); 12 5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. -количество учебных недель – 36; -количество учебных дней – 252; -продолжительность каникул – осенние с 30 октября 2021 г. по 07 ноября 2021 г.; зимние с 29 декабря 2021 г. по 09 января 2022 г.; весенние с 26 марта 2022 г. по 03 апреля 2022 г.; летние с 31 мая 2022 г. по 31 августа 2022 г. -дата начала и окончания учебного периода – 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г. 13 6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Занятия 1-2 3-5 6 7 8 9-86 87-154 155-162 163-166 167-168 169-170 171-178 Дата Тема занятия Кол- Элементы содержания во часов Теоретическая подготовка (8 ч) Физическая культура и спорт в Характеристика футбола как средство 2 России. Введение. История физического воспитания возникновения футбола молодежи. Правила игры. Основы техники и 3 Правила игры. Игровое поле и инвентарь. тактики игры в футбол. Краткие сведения о строении и Краткие сведения о физиологических основах 1 функциях организма человека и спортивной тренировки. влияние на него физических упражнений. Гигиена и врачебный контроль. 1 Правила и организация 1 соревнований Общая физическая подготовка (78 ч) Упражнения с предметами; со скакалками и Общая физическая подготовка 78 мячами. Подвижные игры и эстафеты. Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища. Подвижные игры с использованием футбольных мячей. Игра “Круг за кругом”. Упражнения для мышц ног и таза. Игра пионербол. Игра “Подай и попади” Общеразвивающие упражнения. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки. Специальная физическая подготовка (68 ч) Специальная физическая 68 Футбольные мячи. Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) подготовка. Прыжковые упражнения. Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей. Передачи левой и правой ногами, различные ведения мяча. Обводка фишек. Тактическая подготовка (16ч) Тактические действия 8 Передачи: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия. Прием и обработка мяча. Нацеленная передача. Умение взаимодействии с другими игроками. Тактика защиты. 4 Пас из неудобного положения. Умение взаимодействии с другими игроками. Техника нападения. 2 Подготовка, выполнение, дальнейшие действия. Ввод с аута. Замедленный удар в центр площадки. Игра с заданием. 2 Игра футбол по упроченным правилам. Техническая подготовка (16ч) Техническая подготовка. 8 Футбольные мячи. 14 179-186 187-212 213-216 Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) Прыжковые упражнения. Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей. Передачи левой и правой ногами, различные ведения мяча. Обводка фишек. Контрольные игры и испытания. 8 Контрольные и товарищеские игры. Игровая практика (26 ч) Игровая практика 26 двухсторонняя игра в футбол Итоговое тестирование (4ч) итоговое тестирование для 4 быстрота, сила, скоростно-силовые качества перевода в другую группу 15 7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: - укрепление здоровья обучающихся; -воспитание морально-волевых качеств спортсмена; - привитие стойкого интереса к занятиям спорта; - овладение основами теоретических знаний и практических умений в футболе. По итогам обучения по программе обучающиеся должны: Знать: 1. Состояние и развитие футбола в России; 2. Правила техники безопасности; 3. Правила игры; 4. Терминологию футбола. Уметь: 1. Выполнять передачу, прием, ведение мяча; 2. Анализировать и оценивать игровую ситуацию; 3. Обладать тактикой нападения и защиты; 4. Судить соревнования по футболу. Владеть следующими навыками: 1. Владеть техникой: точной передачи мяча партнеру, прием и ведение мяча, удар по мячу; 2. Применение индивидуальных действий как в нападении, так и в защите; 3. Самостоятельно применять все виды перемещения. Формы подведения итогов: Участие в школьных, районных соревнованиях; Сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовке; Участие в судействе школьных соревнованиях по футболу; Беседа по теоретическим вопросам. 16 8. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Осуществление комплексного контроля тренировочного процесса и уровня спортивной подготовленности обучающихся по предметным областям на всех этапах является обязательным разделом Программы. Цель контроля – в соответствии с Программой обеспечить оптимальность воздействий тренировочных и соревновательных нагрузок на организм занимающихся при планомерном повышении уровня их специальной подготовленности по годам и в зависимости от целевой направленности этапа подготовки. Задача спортивного контроля – на основе объективных данных о состоянии спортсмена обосновать и осуществить реализацию закономерного хода подготовки и в случае его нарушения внести необходимую коррекцию тренировочного процесса. Основными нормативами в подготовке лиц, занимающихся волейболом на спортивнооздоровительном этапе тренировочного процесса, являются: общая посещаемость тренировок; уровень и динамика спортивных результатов; участие в соревнованиях; нормативные требования спортивной квалификации; теоретические знания адаптивного и паралимпийского спорта, спортивной тренировки, гигиены, здоровья человека, антидопингового образования. На этом этапе спортивной подготовки осуществляется научно-методическое сопровождение, предусматривающее оценку динамики функционального состояния с учетом успешности социализации ребенка, его возрастных особенностей. Нормативные характеристики и основные показатели выполнения программных требований этапов спортивной подготовки: стабильность состава обучающихся, посещаемость ими тренировочных занятий; положительная динамика индивидуальных показателей развития физических качеств обучающихся; уровень освоения основ гигиены и самоконтроля. Требования к результатам освоения Программы Результатами освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области теории и методики физической культуры и спорта: история развития избранного вида спорта; место и роль физической культуры и спорта в современном обществе; основы спортивной подготовки и тренировочного процесса; - основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила футбола, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по футболу; федеральный стандарт спортивной подготовки по футболу; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние); - необходимые сведения о строении и функциях организма человека; - гигиенические знания, умения и навыки; - режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни; - основы спортивного питания; - требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке; - требования техники безопасности при занятиях футболом. в области общей и специальной физической подготовки: - освоение комплексов физических упражнений; - развитие основных физических качеств и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий футболом; -укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных 17 возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию, воспитанию личностных качеств и нравственных чувств (коллективизм, взаимопомощь). - овладение основами техники и тактики в волейболе; приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях; повышение уровня функциональной подготовленности; освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок; выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по футболу, умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех в подвижных играх правилами; умение развивать профессионально необходимые физические качества в футболе средствами других видов спорта и подвижных игр; - умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений; навыки сохранения собственной физической формы. Нормативы для итогового тестирования по общей физической и специальной физической подготовке Развитие физических качеств Быстрота Сила Скоростно-силовые качества Контрольные упражнения (тесты) Юноши Девушки Бег 30 м (не более 6,8 с) Челночный бег 5 x 6 м (не более 12,0 с) Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя (не менее 5 м) Прыжок в длину с места (не менее 170 см) Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 35 см) Бег 30 м (не более 7,0 с) Челночный бег 5 x 6 м (не более 12,5 с) Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя (не менее 4 м) Прыжок в длину с места (не менее 160 см) Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 30 см) 18 9. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, МЕТОДЫ ПРИЕМЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ФОРМЫ И ТИПЫ ЗАНЯТИЙ, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Формы занятий: тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований. Методы и приемы организации образовательного процесса: Методы: - научности; - доступности (обучающимся); - результативности; - воспроизводимости (другими педагогами); - эффективности. Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности тренера и обучающегося. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебнотренировочных. Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный, круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами - в целом, по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. 19 10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Для проведения учебно-тренировочных занятий необходим спортивный зал с большой площадкой. Для проведения занятий секции футбола имеется следующее оборудование и инвентарь: мяч футбольный – 5 шт.; мяч мини-футбольный соревновательный – 30 шт.; щитки футбольные – 30 шт.; манишки тренировочные – 20 шт.; конусы – 40шт.; перчатки вратарские –5шт.; 20 11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Годик М. Физическая подготовка футболистов. – М.: Терра-спорт, Олимпия-Пресс, 2006 – 272с. 2. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх. – М.: Советский спорт, 2010 – 336с. 3. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. – М.: Олимпия; Человек, 2007 – 312с. 4. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. – М.: Человек, 2010 – 176с. 5. Швыков И.А. Футбол поурочная программа для учебно- тренировочных групп. М.: ТерраСпорт, 2003 – 152с. Специальная литература 1. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев, «Олимпийская литература», 2002 – 296с. 2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1986 – 207с. 3. Залетаев И.П. Общеразвивающие упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 2002 – 120с. 4. Кузин В.В., Полиевский С.А. 500 игр и эстафет. – Изд.2-е - М.: Физкультура и спорт, 2003 – 304с. 5. Лях В.Н. Координационные способности учащихся: диагностика и развитие. – М.: ТВТ Дивизион, 2006 – 290с. 6. Теоретическая подготовка юных спортсменов / Под ред. Ю.Ф. Буйлина, Ю.Ф. Курамшина. – М.: ФИС, 1981 – 192с. 7. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2005 – 311с. 21