Образовательная программа 21-23 гг

Содержание
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Информационная справка. Общие сведения о МАУДО «ГЦДЮнТур»
1.1
Юридический адрес
1.2
Фактические адреса
1.3
Учредитель
1.4
Лицензия
1.5
Цели и задачи образовательной программы ГЦДЮнТур
1.6
Концептуальная модель ГЦДЮнТур
1.7
Деятельность ГЦДЮнТур
1.8
Социальный заказ
1.9
Режим работы ГЦДЮнТур
1.10 Контингент обучающихся
1.10.1.
Количество обучающихся в учреждении
1.10.2.
Возрастная характеристика детского коллектива
1.11. Характеристика педагогического коллектива.
1.12. Коллегиальные органы ГЦДЮнТур
1.13. Результаты участия обучающихся ГЦДЮнТур
1.13. Сетевое партнерство учреждения
Аналитическое обоснование программы
Миссия, цели и задачи МАУДО «ГЦДЮнТур» на 2021-2023гг.
Содержание образовательного процесса
4.1.
Учебный план
Ожидаемые результаты
Мониторинг качества образовательного процесса
Управление реализацией образовательной программы
7.1.
Структурная схема управления ГЦДЮнТур
7.2.
Кадровое обеспечение выполнения программы
7.3.
Информационные ресурсы образовательного учреждения
7.4.
Материально-финансовое обеспечение выполнения программы
Заключение

3
3
3
3
3
4
5
5
5
6
6
6
6
7
8
8
11
11
13
14
14
16
16
17
18
19
20
20
21

2

1. Общие сведения о муниципальном автономном учреждении дополнительного
образования «Городского центра детско-юношеского туризма» города Улан-Удэ:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Городская станция юных туристов» создано решением Городского исполнительного
комитета № 175-а от 23 августа 1991 г., приказом управления по образованию в целях
реализации прав граждан на образование, организацию и совершенствование туристскокраеведческой и экскурсионной работы в образовательной системе г. Улан-Удэ.
МАУ ДО «Городской центр детско-юношеского туризма» образован в результате
изменения типа учреждения МОУ ДОД «Городская станция юных туристов» в 2012 г. на
основании распоряжения Администрации г. Улан-Удэ №37-р от 23.01.2012 и Приказа
Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ № 42 от 25.01.2012 г.
Учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных
законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления городского округа
«город Улан-Удэ» в сфере образования, для достижения этих целей Учреждение
осуществляет реализацию образовательных программ по:
- туристско-краеведческой направленности;
- физкультурно-спортивной направленности;
- социально-гуманитарной направленности.
1.1. Юридический адрес: 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская,
60.
1.2. Фактический адрес: 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская,
60.
Телефоны:
8 (3012) 41-43-28, e-mail: untur03@mail.ru
1.3 Учредитель: Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ.
1.4 Лицензия выдана 22.12.2017 г. Министерством образования и науки Республики
Бурятия.
Дополнительная образовательная программа Муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Городской центр детско-юношеского
туризма» г. Улан-Удэ (далее Образовательная программа) разработана:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей» от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Дополнительная образовательная программа основана на основных концептуальных
основах Программы развития ГЦДЮнТур на 2018-2021 гг., конкретизирует и дополняет
ее. Дополнительная образовательная программа на 2021-2023 учебный год определяет
содержание деятельности центра на данном этапе развития согласно Муниципальному
заказу, характеризует механизм реализации программы, раскрывает содержание

направлений развития учреждения, программы работы с кадрами и развитие
материальной технической базы, а также отражает желаемые результаты работы и формы
оценки эффективности реализации программы. Содержание программы базируется на
достижениях общемировой культуры и Российских культурных традициях, отвечает
задачам становления гражданского общества и правового государства, культурнонациональным и туристским особенностям Республики Бурятия. Учитывает разный
уровень развития детей.
Внутренние документы, регламентирующие деятельность учреждения на 2021-2023
годы: Устав ГЦДЮнТур, Программа развития ГЦДЮнТур; План воспитательной работы;
Учебный
план;
Положение
о
педагогическом
совете;
Дополнительные
общеобразовательные программы ПДО.
1.5 Цель и задачи образовательной программы учреждения
Стратегической целью деятельности учреждения является развитие мотивации
личности к познанию и творчеству, реализация образовательных программ
дополнительного образования и услуг в интересах личности, общества и государства.
Цель развития учреждения (тактическая) на 2021-2023 учебный год. Закрепление
механизма работы учреждения как организатора туристско- краеведческой работы в
пространстве г. Улан-Удэ.
Задачи: - реализация комплекса программ, конкурсных мероприятий направленных
на сохранение и ретрансляцию культурного наследия народов проживающих в республике
Бурятия;
- совершенствование работы учреждения по сохранению и развитию спортивного
туризма в городе;
- выявление и сопровождение одаренных школьников в области туризма и
краеведения;
-оказание содействия в творческой и профессиональной ориентации школьников;
- формирование позитивного имиджа центра на уровне города, республики.
1.6 Концептуальная модель МАУ ДО «ГЦДЮнТур»
Направления деятельности МАУ ДО «ГЦДЮнТур»:
1. Информационно-методическая деятельность:
- обеспечение содержания образования педагогов дополнительного образования
соответствующего направления в соответствии с целями и задачами деятельности;
- координация взаимодействия с образовательными организациями в сфере единого
информационного обеспечения учреждений дополнительного образования туристскокраеведческой направленности и проведения конкурсных и туристско-массовых
мероприятий.
2. Учебная деятельность:
- учебная деятельность Городского центра детско-юношеского туризма, которая
осуществляется через функционирование объединений в соответствии с программами,
утверждёнными на методическом совете;
- организационная деятельность, направленная на совершенствование содержания,
форм, методов работы по развитию туристско-краеведческого мастерства;
- создание условий для разработки и внедрения различных программ по
направлению (разноуровневых, интегрированных и пр.), анализ качества этих программ;
- анализ и систематизация педагогической деятельности (существующей и
формирующейся) с учетом специфики направлений, категории детей, индивидуальной и
коллективной деятельности.
3. Научно-педагогическая деятельность:
- организация научно-педагогических исследований в области развития творческих
способностей детей и подростков в соответствии с направлением;
4

- организация и методическая деятельность по разработке и внедрению форм
туристско-массовых мероприятий, направленных на развитие туристско-краеведческого
мастерства, конкурсов, соревнований, конференций, фестивалей;
- экспозиционная деятельность (проведение тематических выставок, конкурсов
лучших работ учащихся педагогов школ города, выставок-продаж).
1.7 Деятельность Городского детско-юношеского туризма
Деятельность ГЦДЮнТур отличается личностно-деятельным характером учебного
процесса, где ребенок может выбрать любое творческое объединение и в течение года
переходить из одного объединения в другое. В центре постепенно идет переход от
информационно-объяснительной образовательной технологии к технологиям личностноориентированного обучения. В центре реализуются образовательные программы в очнозаочной, дистанционной, электронной формах обучения. Педагогами центра активно
используется технологии смешанного обучения. Развитие у обучающихся установок на
достижение успеха предусматривает приобретение ими опыта совместной деятельности
по достижению различного рода образовательных целей.
Этому должен способствовать выбор методов и форм обучения, характерными
чертами которого являются:
- вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности,
способности и возможности учащихся;
- направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов
исследовательской работы учащимися;
- личностно-ориентированная технология, которая способствует изменению системы
взаимоотношений педагог - ребенок.
Педагоги центра организуют профориентационные мероприятия с обучающихся
объединений.
Образовательный процесс построен таким образом, при котором учащиеся
чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные
достижения. При этом знания, умения и навыки учащихся сопоставляются как с уровнем
обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.
Организация занятий и структура каждого объединения регламентируются
образовательной
программой.
Используются
групповые,
индивидуальные
и
индивидуально-групповые формы занятий. Усилия педагогов направлены на создание
развивающей,
свободной,
комфортной,
доброжелательной,
многообразной,
располагающей к общению среды.
1.8 Социальный заказ
Социальный заказ, реализуемый учреждением, складывается из нескольких
составляющих: федеральный компонент; региональный компонент; муниципальный
компонент.
Социальный заказ федерального уровня отражен в Законе РФ «Об образовании», в
котором основным предназначением учреждения дополнительного образования детей
определено как «развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация
дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства». Как
основное направление деятельности данная цель нашла свое отражение в Уставе
Городского центра детско-юношеского туризма. Региональный компонент социального
заказа регулируется на республиканском уровне и предполагает участие воспитанников в
республиканских проектах соревнованиях, выставках и конкурсах. Муниципальный
компонент предполагает проекцию государственных требований к работе учреждения в
нашем городе. Это участие в реализации программ по молодежной политике, программы
летней оздоровительной кампании.

5

1.9 Режим работы Городского центра детско-юношеского туризма
В центре занятия в объединениях организуются в течение всей недели. Режим
работы с 9-00 до 20-00 часов. ГЦДЮнТур работает в соответствии с годовым
календарным графиком, согласованным с Комитетом по образованию и утвержденным
директором МАУ ДО «ГЦДЮнТур» и расписанием занятий туристско-краеведческих
объединений, утвержденным директором. Городской центр детско-юношеского туризма
организует работу с учащимися в течение всего календарного года - 36 рабочих недель
проводятся занятия в объединениях.
Таким образом, режим работы центра позволяет детям, которые посещают ОУ как в
первую, так и во вторую смену заниматься в туристско-краеведческих объединениях.
1.10 Контингент обучающихся
1.10.1. Количество обучающихся в учреждении
Направленность, наименование творческих
объединений
Социально-гуманитарная направленность: «Юный
экскурсовод», «Люби и знай свой край родной»,
«Юный казак»
Физкультурно-спортивная
направленность:
«Быстрее. Выше. Сильнее.»
Туристско-краеведческая направленность:, «Школа
безопасности»,
«Юный спасатель»,
«Юный
ориентировщик», «Велосипедные тропы», «Юный
музеевед-экскурсовод», «Юный казак», «История и
культура казачества»
ИТОГО:

Кол-во
детей
258
37

791

1083

1.10.2. Возрастная характеристика детского коллектива
Анализ статистических данных контингента учащихся указывает на то, что старший
школьный возраст увеличивается год за годом. Это связано с тем, что увеличивается
количество объединений туристского направления.
Динамика роста обучающихся ГЦДЮнТур
Критерии
2018 2019
2020
Число детских объединений
Численность кружковцев
Количество детей,
направлениям:

занимающихся

− физкультурно-спортивное;
− туристско-краеведческое;
− социально-педагогическое;
− культурологическое.

отклонения

24
410

32
590

48
903

+16
+313

51
203
76
80

34
268
288
-

34
611
258
-

0
+333
-30
0

по

Из данных таблицы видно, что в 2020 году количество детских объединений

увеличилось на 33,4 % и количество кружковцев, в сравнении с предыдущим годом,
увеличилось на 34,7 %.
На 01.01.2021 года количество детских объединений - 48, в 18-ти объединениях
занятия проводят педагоги-совместители – что составило 37,5 % от общего числа детских
объединений.
По возрастной и социальной категории на 01.01.2021 года обучающиеся
располагаются следующим образом:
Возраст обучающихся

Количество обучающихся

Общая численность обучающихся

903

Младший возраст (5-9 лет)

12

Средний школьный возраст (10-14 лет)

670

Старший школьный возраст (15-17 лет)

221

В возрасте 18 лет

0

Количество детей с ограниченными возможностями
здоровья

0

Количество детей-инвалидов

0

Среди воспитанников объединений преобладают дети среднего школьного возраста,
увеличивается количественный показатель детей старшего школьного возраста за
последний год.
1.11. Характеристика педагогического коллектива МАУДО «ГЦДЮнТур»
В ГЦДЮнТур сложился творческий коллектив, который отличается зрелостью,
стабильностью и работоспособностью. Учреждение укомплектовано педагогическими
кадрами на 100 %, что позволяет реализовать Программу деятельности и защитить право
обучающихся на качественное дополнительное образование.
Администрация:
- Директор МАУ ДО «ГЦДЮнТур» - Чимитов Батор Пурбуевич, образование
высшее БГУ, стаж работы (общий) 11 лет.
- Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Мелешкина Елена
Павловна, образование высшее ВСГИК, стаж педагогической работы 26 лет.
Педагогический коллектив:
Всего педагогических работников: 20 человек.
Из них основных педагогических работников: 9 человек.
Внутренних и внешних совместителей: 11 человек.
Характеристика кадрового потенциала учреждения за 2020 год по состоянию на
01.01.2021 года представлена таблицей:

7

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13

14

Номиция

Количество
педагогов
23
2
20
9
11
10

Всего штатных работников учреждения
Руководящие работники
Количество педагогических работников учреждения
Количество штатных педагогических работников учреждения
Количество педагогов-совместителей
Количество штатных педагогических и руководящих
работников с высшим образованием
Количество штатных педагогических и руководящих
8
работников с высшим (педагогическим) образованием
Кол-во штатных педагогических работников со средним
1
профессиональным образованием
Кол-во штатных педагогических работников со средним
0
профессиональным (педагогическим) образованием
Количество штатных педагогов с высшей категорией
2
Количество штатных педагогических работников
с первой квалификационной
1
ка
Количество штатных педагогических и руководящих
8
работников аттестованных на
соответствие
занимаемой
должности.
Количество штатных педагогических и руководящих
работников,
педагогический
стаж работы
которых
составляет:
2
-до 5 лет
4
-свыше 20 лет
Количество штатных педагогических и руководящих
работников в возрасте:
- до 35 лет
5
- старше 35 лет
6

1.12. Коллегиальные органы МАУ ДО «ГЦДЮнТур»
Коллегиальными органами управления Центра являются: общее собрание
работников Центра, Педагогический Совет. Полномочия органов управления, права и
обязанности его членов закреплены Положениями, одобрены собранием трудового
коллектива и утверждены директором. Административное руководство осуществляется
директором, его заместителем по учебно-воспитательной, заведующей хозяйственной
работой.
Профсоюзный комитет уполномочен:
- вносить предложения по установлению доплат и надбавок сотрудникам;
- контролировать состояние ОТ (охраны труда) и ТБ (техники безопасности) в
учреждении;
- разбирать спорные вопросы на Комиссии по трудовым спорам.
1.13. Результаты участия обучающихся ГЦДЮнТур
Туристско-краеведческая деятельность детей, подростков относится к видам
деятельности, интенсивно развивающим в ее участниках такие качества, как
ответственность, самостоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающим и к
собственной стране, чувство привязанности к родному краю, его истории, природе,
людям.
Целью ГЦДЮнТур по организации работы с детьми является:
8

– выявление лучших знатоков родного края;
– выявление сильнейших спортсменов-туристов для выступления по спортивному
туризму, спортивному ориентированию на соревнованиях разного уровня;
– обмен педагогическим опытом туристско – краеведческого направления.
Обучающиеся центра успешно выступают в туристско - краеведческих
мероприятиях разного уровня:
Год

Городской
уровень

Региональный,
республиканский
уровень

Всероссийский
уровень

Международный
уровень

2018

124

Колво
призовых
мест
21

2019

162

25

24

12

1

1

2

2

189

40

2020

179

30

41

31

-

-

1

1

221

62

Колво
участников

Кол-во
участников

Кол-во
призов
ых мест

Кол-во
участни
-ков

Кол-во
призовы
х мест

Кол-во
участников

22

11

-

-

-

Колво
призовых
мест
-

ИТОГО:
Колво
участников

Кол-во
призовых
мест

146

32

Из таблицы видно, что педагоги центра находятся в постоянном поиске новых
конкретных форм работы с детьми для выявления и поддержки творческих способностей
каждого ребенка и привлечение их к участию в конкурсах и выставках. Каждого педагога
и каждого ребенка, которые приходят в МАУ ДО «ГЦДЮнТур», несомненно, ждет успех,
потому что атмосфера центра наполнена духом творчества и радостью открытий.
Центр является инициатором и организатором туристско-краеведческих
мероприятий для детей и подростков разного уровня, многие из которых стали уже
традиционными.
План массовых мероприятий реализован полностью и своевременно, высокая
степень охвата детей, привлечение различных возрастных групп к организации,
проведению и участию в мероприятиях.
Из-за пандемии коронавируса в 2020 году было запрещено проведение массовых
мероприятий, их проведение было перенесено в онлайн-режиме. План массовых
мероприятий реализован полностью и своевременно, достаточная степень охвата детей,
привлечение различных возрастных групп к организации, проведению и участию в
мероприятиях:
Мероприятие
Городской
туризма»

праздник

Год
«Международный

день

Городские соревнования школьников «Школа
Безопасности»
Городские соревнования «Туристская эстафета»
Городские
соревнования
по
ориентированию «Золотая осень»
Городские

соревнования

спортивному

школьников

по

2018
2019
2020
2018
2019
2020
2018
2019
2020
2018
2019
2020
2018

Кол-во
участников
160
126
90
120
120
70
110
120
70
340
340
200
430
9

спортивному ориентированию «Подснежник»
Городской туристский слет школьников
Городские
чтения»

краеведческие

Этнофестиваль
«Сагаалган»

юных

«Верхнеудинские

знатоков

фольклора

Городской смотр-конкурс школьных музеев
Городской праздник «День бурятского языка»
Международный форум «Интеграцияна Чайном
пути»
Городская краеведческая олимпиада
Военно - спортивная игра «Мой прадед был
Казак»
Фотоконкурс «А нам нужна одна победа»
Открытое дистанционное ориентирование. «День
памяти и скорби»
Республиканский
смотр-конкурс
музеев
образовательных
учреждений
«Музей
в
чемодане»
Открытый фестиваль вокально-хорового и
театрального мастерства «Звезда Победы»

2019
2020
2018
2019
2020
2018
2019
2020
2018
2019
2020
2018
2019
2020
2018
2019
2020
2018
2019
2020
2018
2020
2018
2019
2020
2017
2019
2020
2020

360
70
90
120
90
110
100
78
120
150
120
90
100
200
90
70
200
600
450
600
90
110
110
120
110
50
70
76
56

2020

32

2020

400

Планирование и проведение организационно-массовой деятельности строилось с
учетом мнения педагогов, интересов детей, пожелания родителей, муниципального заказа,
в соответствии с целями и задачами учреждения.

10

1.14. Сетевое партнерство МАУДО «ГЦДЮнТур»
В процессе своей деятельности центр взаимодействует с учреждениями г. Улан-Удэ
и республики Бурятии:

РДЮЦПВТиС

Национальные
центры

Музеи,
библиотеки,
архивы г.Улан-Удэ

Образовательные
учреждения г.
Улан-Удэ

МАУДО «Городской
центр детскоюношеского туризма» г.
Улан-Удэ
Международная
ассоциация
культурнообразовательного
туризма

МЧС по РБ,
военкоматы,
Советы
ветеранов

Федерация
спорт.ориентирования РБ
Федерация
Спортивного
туризма РБ

Формы взаимодействия с семьей и общественностью:
1. С семьёй:
- приглашение и участие родителей в праздничных мероприятиях, соревнованиях
МАУДО «ГЦДЮнТур»;
- участие родителей в образовательном процессе;
- проведение для родителей индивидуальных и групповых консультаций педагогов.
2. Формы взаимодействия с общеобразовательными школами, другими
организациями:
- с МАОУ СОШ и МАУ ДО: организация совместных выставок, конкурсов,
проведение соревнований;
- периодическое издание статей сборников о деятельности МАУДО «ГЦДЮнТур».
2. Аналитическое обоснование программы
2.1. Структура контингента учащихся
Увеличивается количество объединений туристско-краеведческого направления.
В 2020 году в рамках этого направления образовались объединения: «Юный спасатель»,
«Юный казак», «Юные музееведы» и т.д.
Анализ статистических данных контингента учащихся указывает на то, что среди
воспитанников объединений значительно преобладают дети среднего школьного возраста.
Увеличивается количество детей старшего возраста.
2.2. Образовательная деятельность
Отслеживая результаты, анализируя программы и отчеты педагогов можно сделать
вывод, что большинство объединений центра в образовательном процессе проходят два
уровня развития:
- на первом уровне определяются образовательные цели и параметры, такие как
результат образовательного процесса, итоговый «продукт» ребенка, уровни усвоения

опыта, цели мотивации и в соответствии с ними педагог выявляет содержание, формы и
методы работы.
- на втором уровне педагог определяет содержание деятельности своего
объединения как получение суммы знаний по ряду разделов данного вида деятельности,
как формирование суммы определенных умений и навыков.
В последнее время у части педагогов обозначилась тенденция на развитие у детей
познавательных, эвристических способностей, изменилась цель образовательного
процесса – научить получать знания самостоятельно, развивать способности каждого
ребенка. Это говорит о том, что наметился переход на третий уровень –
исследовательский, где ребенок вырабатывает субъективно новый продукт. Данная
тенденция связана на наш взгляд с приобретением опыта работы у молодых педагогов,
повышением общего уровня педагогической компетенции и компетентности
педагогического коллектива, который происходит в результате методической работы,
построения системы мотивации педагогов, разработки педагогами программ по второму и
последующих лет обучения. Результатом стало увеличение числа детей, участвующих в
соревнованиях, конкурсах, выставках международного, республиканского и городского
уровней, рост призовых мест на всех уровнях, увеличение числа детей, которые осваивают
программы второго и последующего года обучения.
2.3. Воспитательная деятельность
Содержание воспитания. ГЦДЮнТур гарантируется использование воспитательного
потенциала дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в
разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям
деятельность, направленную на формирование у детей:
- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к
системе культурных ценностей;
- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления
к профессионализму, конкурентоспособности;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям,
собственному здоровью;
- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать
прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее
привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств,
организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков,
навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности, навыков
здорового образа жизни.
Формирование воспитывающей среды:
ГЦДЮнТур
гарантирует
организацию
жизнедеятельности
детского
и
педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными
нормами человеческого общежития, правилами этикета; формирование у детей знаний о
своих правах и механизмах их реализации в современном социуме; атмосферы терпимости,
доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в
коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого
учащегося.
В соответствии с воспитательными целями:
- формируется информационное пространство образовательного учреждения,
- обеспечивается эстетика помещений, в которых осуществляется воспитательный
процесс;
- осуществляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в
12

детской и подростковой среде;
- открытый характер воспитательной системы обеспечивается: контактом с семьей,
участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об
эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовнонравственного становления; повышением психолого-педагогических знаний родителей;
взаимодействием учреждения с другими социальными институтами окружающего социума,
направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.
Одной из главных составляющих воспитательной деятельности является развитие
массового детско-юношеского туризма.
Уже традиционным стало проведение на базе ГЦДЮнТур городских мероприятий:
соревнования по спортивному ориентированию, турслет, «Школа безопасности»,
Праздник «Международный День туризма», «Верхнеудинские чтения», смотр-конкурс
школьных музеев, этнофестиваль «Сагаалган», Праздник «День Бурятского языка» и др.
2.4. Общие выводы по итогам анализа всех позиций:
Сильные стороны деятельности учреждения:
- учреждение укомплектовано педагогическими кадрами на 100 %, что позволяет
реализовать Программу деятельности и защитить право обучающихся на качественное
дополнительное образование;
- организована система повышения квалификации, через которую проходят
педагогические работники Центра:
- стремление к развитию и инновационной деятельности (каждый год расширяется
спектр образовательных услуг);
- наличие команды единомышленников, разделяющих ценности и нормы
учреждения, имеющие опыт преодоления кризисных ситуаций.
Слабые стороны учреждения:
Анализ результатов деятельности обозначил проблемы, на которые следует
обратить внимание:
- несмотря на увеличение призовых мест у многих педагогов присутствует
недостаточная мотивация на результативность деятельности;
- недостаточное финансирование тормозит развитие тех объединений, которые
требуют больших материальных затрат;
- отсутствие соответствующих помещений, необходимых для организации
образовательной деятельности: туристского полигона, скалодромов, туристских полос;
- недостаточно условий (кадровых и методических) для организации работы с
подростками;
- требует дальнейшего развития эффективность форм работы с родителями.
3. Цели и задачи Городского центра детско-юношеского туризма
Миссия: создание необходимых условий для развития творческого потенциала
детей и подростков посредством оказания туристско-краеведческих услуг
профессиональной педагогической командой.
Основной целью реализации настоящей комплексной образовательной программы
является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация
дополнительных образовательных услуг в интересах личности, общества, государства.
В соответствии с целью основными задачами реализации комплексной
образовательной программы являются:
- создание условий (кадровых и методических) для расширения спектра
образовательных услуг для учащихся старшего подросткового возраста;
-совершенствование системы повышения профессиональной квалификации
педагогических кадров;
- расширение участия ГЦДЮнТур в развитии массового туризма в пространстве г.
Улан-Удэ.

13

- установление социального партнёрства с учреждениями культуры и образования
города и республики, осуществление деятельности через установление контактов со
средствами массовой коммуникации, общественными организациями;
- развитие и укрепление материально-технической базы центра за счёт бюджетных и
внебюджетных средств:
4. Содержание образовательного процесса
Всего в центре реализуется 24 программы по 3 направлениям, охватывая разные
возрастные категории (с 6 до 17 лет). Все программы утверждаются на педагогическом
совете.
Все
дополнительные
общеобразовательные
программы
являются
модифицированными.
Анализируя программы, можно сделать вывод, что все дополнительные
общеобразовательные программы оформлены и сделаны по единой структуре:
пояснительная записка, учебный план, содержание программы, требования к уровню
подготовки выпускников, сведения об авторе, литература. В каждой программе
определены срок обучения, этапы обучения, образовательные результаты.
4.1. Учебный план
МАУ ДО «Городского центра детско-юношеского туризма
№

Наименование
направленностей

Количество
обучающихся

Количество
групп

1.

Физкультурноспортивное

34

2

2.

Туристскокраеведческое

791

30

4.

Социальногуманитарное

258

12

3

1083

44

Всего:

Пояснительная записка
К учебному плану муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Городской центр детско-юношеского туризма» города Улан-Удэ
ГЦДЮнТур как учреждение дополнительного образования детей составляет
целостную образовательную систему, строящуюся, прежде всего с учётом интересов
детей и запросов семьи в целом, а также возможностей и перспектив экономического,
демографического, социально-культурного развития города Улан-Удэ.
МАУДО «ГЦДЮнТур» всем спектром предоставляемых им образовательных услуг
создаёт вариативный уровень образования, позволяющий индивидуализировать
образовательный путь детей различных возрастных групп, реализуя их творческий
потенциал, социальные запросы и устремления, естественную потребность в
самоопределении. Каждая образовательная область в зависимости от местных условий,
материально-технической
оснащённости,
научно-методической
и
кадровой
обеспеченности представлена набором соответствующих образовательных программ.
Реализуемые образовательные программы утверждены на методическом совете центра.
Набор образовательных программ позволяет обеспечить полноту всего образовательного
процесса учащихся различных возрастных групп, создавая содержательную и
технологическую преемственность этапов обучения.
14

Данный учебный план составлен с учётом условий функционирования и реальных
возможностей учреждения. Планом определены:
- перечень образовательных программ по направлениям;
- недельная учебная нагрузка по направлениям.
Цель учебного плана отражает современную направленность дополнительного
образования – развить творческие способности детей посредством формирования их
познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребности в
труде и подготовки к свободному осознанному выбору будущей профессиональной
деятельности.
Для реализации этой цели важно решить следующие задачи:
- создать условия для развития личности каждого ребёнка, раскрытия его
способностей в туристско-краеведческом направление;
- создать индивидуально-ориентированный подход к развитию личности,
удовлетворяющий её духовно-нравственные, интеллектуальные, физические потребности;
- помочь развить способность личности к самостоятельному решению проблем и
постоянному самообразованию через стимулирование творческой активности;
- обеспечить взаимное сотрудничество педагога дополнительного образования и
учащихся, а также их родителей;
- создать творческую атмосферу и установить контакт с каждым учащимся.
Набор учащихся в творческие объединения по образовательным программам
проводится с учётом их склонности к туристско-краеведческой, спортивно –
физкультурной
деятельности,
социально-педагогическому
проектированию,
культурологическому конструированию. Поэтому при комплектовании групп педагоги
тактично и доброжелательно проводят собеседование с детьми, чтобы помочь в выборе
вида деятельности дополнительного образования.
Учебный план составлен в соответствии с требованиями СанПиН.
В учебный план включено четыре направления образовательных программ:
Физкультурно-спортивное
направление
представлено
объединением
«Выше.Быстрее.Сильнее.».
Цель направления: содействие развитию потребности в регулярных занятиях
спортом и физической культурой.
Задачи направления: освоение основ физической подготовки, выявление
физически подготовленных детей и подростков, привитие стойкого интереса к занятиям
спортивной техникой, Формирование у обучающихся устойчивого интереса к регулярным
занятиям физкультурой и спортом.
Социально – гуманитарнон направление включает творческие объединения:
«Юный экскурсовод», «Люби и знай свой край родной», «Юный казак»
Цель направления: содействие развитию потребности обучающихся в получении
знаний и навыков в области социального проектирования, профориентация.
Задачи направления: обращение к личностным проблемам учащихся,
формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности, создание
максимальных условий для освоения учащимися духовных, культурных ценностей,
воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов, выбора профессии.
Туристско-краеведческое
направление
представлено
следующими
объединениями: «Школа безопасности», «Юный спасатель», «Юный ориентировщик»,
«Велосипедные тропы», «Юный музеевед-экскурсовод», «Юный казак», «История и
культура казачества»
Цель направления: дать знания об истории родного края, содействие правильному
физическому развитию обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи направления: укрепление здоровья, улучшение физического развития,
приобретение туристских навыков, формирование чувства любви и уважения к своей
малой Родине.
15

Возраст детей, участвующих в реализации программ дополнительного образования,
разный: это группы воспитанников учащихся 1, 2, 3, ступеней школ.
Сроки реализации программ дополнительного образования от 1 до 3 и более лет
обучения.
Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования: занятия
проводятся в первой половине дня до начала и во второй половине дня после окончания
предметного учебного цикла.
В процессе реализации программ дополнительного образования предполагается
достижение определенных общих результатов обучения (по каждому объединению такие
ожидаемые результаты прописываются педагогом индивидуально в программе
дополнительного образования).
Для отслеживания результатов деятельности учащихся в объединениях
дополнительного образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование,
собеседование. Хорошим показателем работы является участие детского объединения в
мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, конференциях, выставках, фестивалях,
показательных выступлениях.
Списки используемой литературы, методических пособий, познавательной
литературы для учащихся и материалы, используемые в ходе осуществления
образовательной деятельности, прописываются педагогом в каждой образовательной
программе индивидуально.
5. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты осуществления программы:
- Обновление содержания туристско-краеведческих мероприятий, способствующих
реализации поставленной в программе цели: развитие детско-юношеского туризма,
краеведения и экскурсионной работы как комплексной учебно-воспитательной системы
педагогически организованной деятельности.
- Рост количества школьников участников туристско-краеведческих мероприятий.
- Наращивание программно-методического оснащения туристско-краеведческой
деятельности.
- Рост материальной базы детско-юношеского туризма.
6. Мониторинг качества образовательного процесса
Современный уровень подхода к уровню образования предусматривает определение
его эффективности. С этой целью в ГЦДЮнТур ведется мониторинг качества
образования.
Целью мониторинга является получение объективной информации о состоянии
качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
Система мониторинга качества образования МАУДО «ГЦДЮнТур» является
составной частью системы оценки качества образования центра.
Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии
системы образования центра и основных показателях его функционирования для
определения тенденций развития системы образования учреждения принятия
обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.
Программа мониторинга:
Показатели результатов:
 Результаты достижений учащихся;
 Результаты участия в мероприятиях разного уровня;
 Формирование контингента и его сохранность.
Мониторинг в детских объединениях проводится по направленностям программ и
отслеживает изучение и фиксацию способностей каждого ребенка, динамику его
личностного развития.
16

В каждом объединении для освоения программ разработаны анкеты, тесты, игровые
методики, которые в последствии обрабатываются по основным критериям.
План мониторинга
 Наблюдение за развитием способностей воспитанников и фиксирование
достигаемых результатов.
 Обобщение результатов.
 Анализ и оценка достигаемых результатов.
Объектом мониторинга являются творческие способности детей, развитие
коммуникативных навыков, ремесленных умений.
Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного и
итогового контроля.
Первичный контрольно-диагностический
Первичный контроль проводится в октябре (по окончанию набора детей в учебные
группы).
Цель – определение уровня или степени творческих способностей детей в начале
курса обучения.
В ходе проведения диагностики педагог определяет:
 уровень подготовленности детей для данного вида деятельности.
 выбор траектории обучения по программе
 формы и методы работы с данными детьми
Формы проведения первичной диагностики – тестирование, наблюдение.
Промежуточный контрольно-диагностический
Промежуточный контроль проводится в декабре – январе, на всех ступенях обучения
определяется уровень обученности, освоение программы, присваиваются звания,
присуждаются премии по итогам полугодия.
Цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности
продвижения воспитанников.
В ходе проведения диагностики педагог определяет:
 какова оценка успешности выбора технологии и методики
 анализируются результаты обучения на данном этапе
Формы проведения, показатели, критерии оценки разрабатывает сам педагог в
удобной для него форме.
Итоговый контрольно-диагностический
Итоговая диагностика проводится в апреле – мае, также по итогам полугодия
определяется уровень освоение программы учащимися, так же присваиваются звания,
присуждаются премии.
Цель – определение уровня подготовки и уровня развития творческих способностей
детей в конце курса обучения.
Формы проведения: - открытое занятие, зачет – игра, зачет – викторина,
анкетирование, выставки работ.
7. Управление реализацией образовательной программы
Организационно-педагогическая деятельность
Необходимо совершенствование организационно-управленческого компонента
образовательной деятельности:
- переход с режима прямого контроля на режим совместного аналитического
исследования;
- планирование работы по следующей схеме: потребности – планирование –
реализация - результат;
- повышение роли педагогического совета в определении целей, задач и путей
решения;
17

- совершенствование видов управленческой деятельности и их взаимосвязи.
Управление Центра осуществляется на основании следующих нормативных
документов: Закон РФ «Об образовании», «Конвенция о правах ребенка», Устав
учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, Должностные инструкции,
Образовательная программа учреждения, Положение о педагогическом Совете,
коллективный договор.
Работа с кадрами осуществляется согласно четкому распределению должностных
обязанностей, в соответствии с квалификационными характеристиками работников
дополнительного образования. Совместно с педагогами формируется учебный план, в
соответствии с которым распределяется учебная нагрузка.
Организационно-педагогическая деятельность основана на работе с педагогами
дополнительного образования по решению следующих задач:
- перспективное и ситуативное планирование образовательной деятельности.
- обеспечение качественного образовательного процесса;
- повышение профессионального мастерства педагога.
7.1. Структурная схема управления ГЦДЮнТур
Организационная структура имеет три уровня управления. В непосредственном
подчинении директора находятся: заместитель директора по учебно-воспитательной
работе и завхоз. Заместитель директора по УВР координирует работу методической
службы.
Штатным расписанием определены следующие ставки для управленческой службы:
 Директор - 1ст.
 Зам. директора по УВР – 1 ст.
 Методисты – 4 ст.
 Педагог-организатор -3 ст.
Основными нормативными документами, содержащими систему распределения
функциональных обязанностей в учреждении являются:
 должностные инструкции, с которыми сотрудники знакомятся при поступлении
на работу.
Директор распоряжается ресурсами организации и принимает решения об их
использовании; осуществляет текущее руководство и необходимую юридическую
поддержку (регистрацию, лицензирование и т.п.); обеспечивает необходимое
финансирование, безопасность сотрудников и учащихся; осуществляет внешние связи;
осуществляет стратегическое и текущее планирование деятельности.
Зам. директора по УВР подчиняются все педагогические работники. Он
осуществляет управление основным образовательным процессом через планирование,
координацию, анализ, общий контроль за качеством. Обеспечивает технологическое
развитие учреждения через разработку программно-методических материалов,
информационное обеспечение педагогического коллектива.
Методическая служба состоит из:
 методиста по детскому туризму;
 методиста по краеведению и школьному музееведению;
 методиста по краеведению;
 методиста по международному туризму;
 методиста по работе с персоналом.
Методисты проводят консультации и обеспечивают методическое сопровождение
педагогов. По своим направлениям.
Директор предоставляет право решать зам. директора по УВР и методистам
следующие вопросы:
-планирование мероприятий, проводимых с учащимися в течение учебного года;
- сроки педагогических, методических советов и др. мероприятий;
18

- формы повышения квалификации сотрудников;
- определять состав персонала, которому необходимо повышение квалификации;
- определять формы и методы контроля;
- методы и формы, технологии проведения мероприятий;
Заведующему хозяйством предоставляется право решать вопросы:
- ответственности за сохранность и учет наличия имущества;
- ответственности за чистоту и порядок в помещениях и прилежащей территории;
- необходимость текущего и мелкого ремонта;
- очередность приобретений по хозяйственной деятельности.
7.2. Кадровое обеспечение выполнения программы

Кадровая политика в сфере дополнительного образования центра
заключается в создании системы кадровой подготовки специалистов ДО
различных направлений деятельности, в координации деятельности по
определению образовательных потребностей специалистов, в разработке
новых программ и в апробации различных форм обучения.
Система кадровой подготовки ГЦДЮнТур
В центре сложилась определенная система повышения квалификации.
Педагогические советы
Дополнительная профессиональная подготовка

Совещания
Прохождение процедуры аттестации
Обучение в ВУЗах

Внешняя среда

Внутренняя среда

Консультации (групповые, индивидуальные)

Семинары, конференции, мастер-классы
Курсы повышения квалификации

В кадровом составе преобладают педагоги, имеющие стаж от 10 до 30 лет, и в то же
время увеличивается количество молодых специалистов.
К каждому педагогу нужен индивидуальный подход. Обучение, помощь молодым
специалистам, в основном, происходит через оказание индивидуальных консультаций
методистами и более опытными педагогами.
С другой стороны, молодые педагоги, не имеющие опыта, легче принимают
изменения, происходящие, как во внутренней среде, так и во внешней, организационную
культуру учреждения, ее ценности, нормы. Инновационные процессы в среде молодых
педагогов внедряются легче.

19

В тоже время педагоги, имеющие большой педагогический опыт могут
организовывать множество видов деятельности на занятиях, разнообразить систему учёта
знаний через частный контроль, тесты, собеседования, взаимоконтроль. Могут легко
находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.
Количество неаттестованных педагогов стабильно остается низким. Причинами
являются:
- отток категорийных специалистов;
- текучесть кадров.
7.3. Информационные ресурсы образовательного учреждения
– библиотечный фонд методической литературы;
– Интернет проведён в здании по ул. Ключевская, 60;
E-mail: untur03@mail.ru
Основными источниками информации по-прежнему являются книги. Библиотечный
фонд содержит литературу:
- художественная;
- справочно-энциклопедическая;
- научно-методическая;
- учебная;
- периодические издания.
При этом все большей популярностью стали пользоваться альтернативные
источники информации (на CD-носителях, Internet)
Банк информационных ресурсов периодически пополняется.
7.4. Материально-финансовое обеспечение выполнения программы
Учреждение является муниципальным автономным учреждением и финансируется
из местного бюджета.
Помимо бюджетного финансирования для формирования материально-технической
базы задействуются следующие источники:
- спонсорская помощь (приобретение оборудования, инструментов, расходных
материалов, участие в соревнованиях разного уровня);
- добровольные родительские пожертвования (приобретение туристского
инвентаря).
В целом, можно констатировать следующие позитивные изменения в
комплектовании и создании МТБ центра. Обновление материально-технического
состояния происходит в плановом порядке.
1. Постепенно ликвидируется разрыв между современным уровнем жизни и
оснащением образовательного процесса (информатизация, приобретение оборудования и
т.д.).
2. Материально-техническая база центра комплектуется, обновляется и пополняется
за счет спонсорской помощи по нескольким направлениям:
- приобретение технического оборудования;
- поставка компьютерной оргтехники;
- прочие приобретения, необходимые для функционирования учреждения.
МТБ соответствует целям и задачам учреждения, определенным в уставе.
Соответствует правилам пожарной безопасности. Здание оборудовано охранно-пожарной
сигнализацией.
В учреждении есть уголки для учащихся с правилами пожарной
безопасности. Ведутся журналы инструктажей для сотрудников, проводятся инструктажи
с детьми с фиксацией в журналах учета занятий.
МТБ соответствует санитарным нормам и правилам по устройству и содержанию
образовательных учреждений и соответствует правилам техники безопасности.
20

Заключение
Определив цели и задачи на период 2021 – 2023 годы проведем краткий анализ
перспектив реализации данной образовательной программы:
- активизация проектной деятельности в рамках системы методической работы,
создание и реализация проектов в учебно-воспитательном процессе ГЦДЮнТур;
- расширение спектра образовательных услуг для учащихся старшего подросткового
возраста;
- эффективная структурно-функциональная модель взаимодействия центра с
родителями;
совершенствование системы повышения профессиональной квалификации
педагогических кадров;
- расширение участия учреждения в развитии социокультурного пространства
города Улан-Удэ.
- установление социального партнёрства с учреждениями;
- расширение и установление контактов со средствами массовой коммуникации и
общественными организациями;
- развитие и укрепление материально-технической базы ГЦДЮнТур.
При реализации программы необходимо предусмотреть следующие риски:
1.
риск ограниченности ресурсов: кадровых, материальных, финансовых,
временных;
2.
риск сопротивления части сотрудников изменениям в процессе инноваций;
3.
недостаточная квалификация (знаний и умений) у педагогов;
4.
риск несоответствия предлагаемых образовательных услуг социальному
заказу.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».