Программа по работе с одаренными детьми на 2021-2025 гг

Содержание

1. Пояснительная записка
2. Самоанализ деятельности по работе с одаренными детьми в МАУ ДО
«ГЦДЮнТур»
3. План «ГЦДЮнТур» по работе с одаренными детьми
4. Список литературы
Приложения

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Поддержка, развитие и социализация одаренных детей уже является одной из
приоритетных задач образования в нашей стране. Именно поэтому сейчас
наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, выявления, обучения,
развития и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, а так же к
проблемам подготовки кадров для работы с такими детьми.
Уже несколько лет назад была разработана и запущена в реализацию
президентская программа «Дети России», в которой есть раздел «Одаренные дети».
Учреждения дополнительного образования детей занимают особую нишу среди
образовательных учреждений, предоставляя любому ребенку возможность
свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их
освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его
индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного
процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования, а
именно – выявление, развитие и сопровождение одаренных детей.
Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет
фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в
другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа
позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их
свободного времени. Особое значение в воспитании одаренных детей в условиях
учреждения дополнительного образования имеет система продуктивной, творческой
деятельности, основанной на внутренних мотивах воспитанников, дающая право на
собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования.
Осознавая значимость этой миссии, педагоги, методисты и администрация в
«ГЦДЮнТур» стремятся к созданию среды успеха для каждого воспитанника. Мы
не отбираем одаренных детей изначально, так как придерживаемся мнения, что
одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам – успехам в
ней.
На протяжении многих лет, придерживаясь означенной выше позиции,
педагоги «ГЦДЮнТур» занимаются со всеми желающими и имеющими мотивацию
детьми, многие из которых впоследствии оказываются по-настоящему одаренными.
За годы работы у педагогов накопился огромный опыт по работе с одаренными
детьми. Попытки систематизации этого опыта обнаружили ряд противоречий:
- между серьезной необходимостью определить единые подходы к пониманию
детской одаренности (на уровне учреждения) и педагогическими и
психологическими трудностями в этой работе, обусловленными разнообразием
видов одаренности и подходов к данному вопросу;
- между стремлением администрации и педагогического коллектива создать «среду
успеха» для каждого одаренного воспитанника для выявления его потенциала и
3

недостаточным
материально-техническим,
дидактическим обеспечением учреждений;

информационно-техническим

и

- между потребностью воспитанников в сопровождении их исследовательской и
творческой деятельности и недостатком у педагогов знаний об одаренности детей и
методах ее выявления и развития;
- между желанием педагогов помочь одаренным детям и в некоторых случаях их
недостаточной профессиональной и личностной готовностью к работе с этими
детьми;
- между социальным заказом на подготовку одаренных детей в таких областях
деятельности как культура, спортивный детский туризм и низким социальным
статусом работников сферы образования, культуры, спортивного туризма который
во многом объясняет нежелание родителей профессионально ориентировать своих
одаренных детей на эту сферу деятельности;
Разрешению этих противоречий в «ГЦДЮнТур» и следующих за ними
проблем и призвана помочь данная Программа, которая связана с координацией
деятельности всего педагогического, методического и административного
коллектива по работе с одаренными детьми.
Цели и задачи
Данная Программа имеет своей целью создание в «ГЦДЮнТур» целостной
системы по работе с одаренными детьми, направленной на их поддержку в
достижении максимально возможного уровня развития в спортивно-технической,
научно-исследовательской, художественно-эстетической, туристко- краеведческой и
иной другой сфере деятельности.
Задачи:
- изучить и проанализировать доступную информацию по проблеме
одаренности детей;
- проанализировать существующую работу педагогов с одаренными детьми;
- разработать систему мероприятий в «ГЦДЮнТур» по работе с одаренными
детьми;
- разработать систему требований к индивидуальным маршрутам для
одаренных детей;
- организовать тематические консультации с педагогами по проблеме;
- организовать мероприятия по повышению квалификации для педагогов по
проблеме;
4

- разработать и провести входящую,
диагностику уровня одаренности воспитанников;

промежуточную

и

итоговую

- организовать консультации для родителей одаренных детей с педагогами и
психологом;
- обеспечить условия для участия воспитанников в мероприятиях разного
уровня: городского, республиканского, всероссийского, международного уровней;
- продолжить ведение банка данных по одаренным детям в «ГЦДЮнТур»;
- ознакомить общественность с ходом реализации Программы посредством
размещения информации на сайте «ГЦДЮнТур».
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на реализацию в течение длительного периода.
Подготовительные
мероприятия
(информационно-поисковый
этап)
начинаются в декабре 2021 года, основной блок мероприятий осуществляется в
течение 2021-2025 учебных годов, итоговые мероприятия плана (рефлексивный
этап) проводятся во IV квартале 2025 года (октябрь- декабрь).
По итогам обобщения реализации программы составляется анализ в форме
самообследования, при необходимости вносятся определенные коррективы,
формируется план работы на следующий учебный год в соответствии с
коррективами и с учетом новых нормативных документов Федерального и
Регионального уровней.
Ресурсное обеспечение программы
1. Материально-техническая база – имеющиеся специально оборудованные
помещения; имеющиеся в наличии и новые инвентарь, костюмы, технические
средства, инструменты; расходные материалы.
2. Кадровое – педагоги высшей и первой квалификационной категории,
кандидаты наук, призеры конкурсов педагогического мастерства; так же
молодые специалисты.
3. Информационное – литература, материалы, подготовленные методистами,
материалы конференций, результаты участий в форумах, информация из
интернет-ресурсов.
4. Нормативно-правовое – Конституция РФ, ФЗ «Об образовании» и «О
дополнительном образовании», программа «Дети России», образовательная
инициатива «Наша новая школа», Устав МАУДО «ГЦДЮнТур», Положения
конкурсов, соревнований, смотров и иных мероприятий.
5

5. Финансовое – денежные средства на оплату поездок и командировок
педагогов и детей, на приобретение наградной атрибутики, на дополнительное
поощрение детей, на закупку необходимого спортивного и туристского
инвентаря, расходных материалов, оборудования, технических средств и т.п.
для создания условий проявления детской одаренности и для участия детей в
мероприятиях различного уровня, создание рекламной продукции.

Управление Программой и контроль над ее реализацией
Готовность Программы по ресурсам и достижение промежуточных и
финальной фазы реализации подтверждается контролем.
Централизованное управление Программой осуществляется директором
МАУДО «ГЦДЮнТур». Управление и контроль по каждому мероприятию
возложено на ответственных лиц (они указаны в плане мероприятий). Основные
группы ответственных лиц: администрация (директор, зам.дир. по УВР), методисты
(по профилю), педагоги.
На протяжении реализации Программы необходимо осуществить три вида
контроля:
Предварительный контроль. Должен осуществляться до фактического
начала работ. Его назначение – проверить, насколько Программа обеспечена
материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также в каком состоянии ее
кадровое обеспечение.
Данный вид контроля обеспечивается работой административных работников.
Текущий контроль. Осуществляется по итогам каждого мероприятия, а так
же по итогам промежуточного и итогового диагностирования воспитанников по
качеству усвоения учебного материала.
Реализуют контроль над мероприятиями ответственные лица по каждому
мероприятию.
Заключительный контроль. Проводится с целью дать оценку того, что
достигнуто при реализации Программы в целом. Контроль осуществляется при
завершении Программы. Данный вид контроля осуществляется как педагогами и
методистами (по своему профилю и каждому конкретному воспитаннику), так и
административными работниками – по итогам всей Программы.

6

Кроме того, по результатам мероприятий Программы будет осуществляться
общественный (в том числе и родительский) контроль.

Ожидаемые результаты и оценка эффективности Программы
Оценка эффективности происходит по итогам реализации мероприятий и всей
Программы в целом. Она заключается в сопоставлении ожидаемых и реальных,
полученных по итогам программы, результатов.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование целостной системы работы с одаренными детьми по всем
направлениям творческой деятельности воспитанников в МАУДО
«ГЦДЮнТур».
2. Повышение квалификации и качества подготовки педагогов, методистов и
администрации по работе с одаренными детьми.
3. Повышение уровня инициативности и творческой активности педагогов и
методистов; участие большего количества педагогов и методистов в
конкурсах профессионального мастерства.
4. Улучшение качества участия в конкурсах.
5. Личностный рост и развитие воспитанников и педагогов.
6. Улучшение достижений воспитанников в выбранной сфере деятельности
(получение разрядов, призовых мест, участие в конференциях и т.п.).
7. Интеллектуальное и творческое обогащение одаренных детей (по итогам
диагностики).
8. Совершенствование исследовательских навыков воспитанников (по
результатам участия в научных конференциях, лабораториях, конкурсах
проектов и т.п.).
9. Осуществление психологического консультирования родителей.

7

Социальные последствия от реализации Программы
Если по результатам Программы удается достигнуть ожидаемых результатов и
избежать (или скорректировать) возможные негативные последствия, то можно
показать общественности, что область дополнительного образования становится
исключительно значимой для развития одаренного ребенка. Становление в сфере
дополнительного
образования
подготавливает
ребенка
не
только
к
профессиональному пути в избранной сфере, но и дает возможность попробовать
себя в различных социальных ролях, обогатить личностный интеллектуальный и
творческий опыт, выйти во взрослую жизнь разносторонне развитым и
подготовленным, инициативным, нестандартно мыслящим, а так же психологически
защищенным. А ведь именно в таких одаренных, талантливых и незаурядных
молодых людях нуждается наша страна для успешной модернизации и устойчивого
развития.

Самоанализ деятельности по работе с одаренными детьми в МАУ ДО
«ГЦДЮнТур»

Необходимо отметить, что педагоги в «ГЦДЮнТур» являются
высококвалифицированными специалистами, имеющими богатый опыт работы и
высокий творческий потенциал. Наши педагоги из года в год «отыскивают»
одаренных детей среди своих воспитанников, помогают раскрываться их таланту.
Работа с одаренными детьми ведется беспрерывно с начала существования нашего
Центра.
При этом в «ГЦДЮнТур» имеются все возможности для свободного выбора
занятий по желанию каждого приходящего к нам ребенка, разнообразие видов
объединений способствуют развитию у детей способности к самопознанию и
самоопределению.
Но традиционно среди учащихся стабильно остаются востребованными
секции туристко-краеведческой и музееведческой направленности. Именно в этих
объединениях проявляются детские способности. И слагаемых причин здесь очень
много: это и модифицированные образовательные программы – не шаблонные, а
созданные на основе большого педагогического опыта, собственного опыта участия
самого педагога в туристко-краеведческих мероприятиях.

8

Вторая причина - это воспитание в детях с первых дней занятий волевых
качеств личности, стремления к победам, успехам.
В-третьих – это слаженная работа всего коллектива, как единой команды,
нацеленная на то, чтобы создать каждому приходящему к нам ребенку максимально
комфортные условия, доброжелательную атмосферу. Чтобы ребенок понимал, что
его здесь ждут, что он может выбрать занятие по душе, а проявить себя ему помогут
наши самые лучшие педагоги.
С первых наблюдений на занятиях за проявлением у воспитанника не только
детской любознательности, а глубокой заинтересованности в выбранном виде
творчества, педагог понимает, что перед ним способный ребенок, отличающийся от
своих сверстников упорством и настойчивостью в достижении результата или цели,
требовательный к самому себе, но, с другой стороны, незаурядный, может быть, не
всегда «удобный». Общение и занятия именно с таким ребенком требуют
индивидуального подхода. С большим уважением мы относимся к коллегам –
педагогам, которые в нужный момент оказываются рядом с таким человечком и
способствуют развитию таланта, учат его трудиться, ведь без поддержки любого
таланта трудолюбием, он погибает.
Не считаясь со
временем, педагоги-наставники выстраивают
индивидуальные образовательные маршруты для одаренных учащихся, применяя
наиболее продуктивные формы: работа по исследовательским и творческим
проектам, каникулярные мастерские, участие в творческих конкурсах, научнопрактических конференциях.
Мощным ресурсом развития одаренности на занятиях центра является
единство и взаимодействие теории и практики.
Естественно, что интерес к
содержанию может пробудить только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто
ориентирован на пробуждение детского интереса.
Практически все педагоги туристко-краеведческой направленности
являются действующими туристами-ориентировщиками. Это позволяет им быть в
курсе всех технических новинок и немедленно привносить их в образовательный
процесс, чтобы наши мальчики – «звездочки» были всегда впереди. Воспитанники
Центра ежегодно принимают самое активное участие во всех видах соревнований по
туристко-краеведческой направленности имеют большое количество побед в
мероприятиях разного уровня.
Мы горды тем, что наше учреждение уже имеет большой опыт работы с
талантливыми ребятами, является центром мотивированного развития личности.
Тем не менее, актуальность создания Программы была продиктована
необходимостью осуществления такой же глубокой и кропотливой работы по всем
9

направлениям, представленным в ГЦДЮнТур. Ведь ясно, что время не стоит на
месте, меняются условия, в которых дети растут, учатся и воспитываются, меняется
мир, куда им нужно будет выйти, став взрослыми. Требования к выпускникам
становятся более высокими – для успешного развития страны необходимо как
можно больше талантливых людей, способных мыслить нестандартно и работать не
по шаблону.
Поэтому наша задача - выявлять таланты в любой сфере интереса ребенка, как
в туристко-краеведческой, так в художественной, социально-педагогической или
физкультурно-спортивной направленности.
Таким образом, Программа является так же инструментом для повышения
квалификации педагогов в области проблемы феномена детской одаренности,
инструментом для вовлечения педагогов в эту деятельность, стимулирования и
проявления их творческого и педагогического потенциала.
Создание Программы как целостной системы по работе с одаренными детьми
в ГЦДЮнТур дает возможность:
- объединить традиционные и новые формы работы в этом направлении;
- привлечь к этой проблеме как можно больше педагогов и методистов (в том
числе и молодых специалистов);
- обобщить опыт работы специалистов в этом направлении и вывести работу
на новый уровень;
- продолжить пополнять банк данных по одаренным детям в ГЦДЮнТур и
осуществлять мониторинг эффективности работы с этими детьми.

10

План МАУ ДО «ГЦДЮнТур» по работе с одаренными детьми

№

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Мероприятия с педагогическим
коллективом
1

Повышение квалификации
педагогического коллектива по
овладению современными
технологиями и методиками по
работе с одаренными детьми

2021-2025 гг.

Зам.по УВР

2

Изучение и анализ проблемы
феномена одаренности

Октябрьдекабрь 2021 г.

Зам.по УВР

3

Поиск методик по диагностике
различных видов детской
одаренности и включение их в
Программу

Июнь – август
2021 г.

методисты

4

Семинар для ПДО по теории
вопроса

Март 2022 г.

Зам.по УВР

5

Семинар по теории вопроса и
методикам

Сентябрь

Зав. МО

2021 г.
6

Разработка индивидуальных планов Февраль-апрель Педагоги (Контроль –
сопровождения одаренных детей и 2023 г.
зам по УВР)
работы с родителями

7

Разработка системы поощрения
творческой, проектной и

8

исследовательской деятельности
детей и педагогов
Индивидуальные консультации для
педагогов по вопросам
формирования пакета методик,
разработки планов, осуществления
непосредственно работы с
одаренными детьми

октябрь –
декабрь
2021 г.

директор

Постоянно по
мере
необходимости

зам по УВР,
методисты

11

9

Размещение информации по работе
с одаренными детьми на сайте
Центра

10

Участие в церемонии награждения
по итогам учебного года

11

12

Ежемесячно

Методист по профилю

Педагоги,
ежегодно

администрация

Участие в конкурсах методических
разработок

2021-2025 гг.

Педагоги,

Анализ реализации Программы;

Август-сентябрь администрация

рекомендации по осуществлению

2025

администрация

Программы в дальнейшем
13

Обобщение опыта по Программе;
представление материалов на
конференциях, в публикациях

Май – сентябрь
2025

администрация

Организация мероприятий с детьми

1

Входящая диагностика уровня одаренности

2

Осуществление индивидуальных
маршрутов

3

Промежуточная диагностика уровня ежегодно
одаренности

Педагоги

Участие в церемонии награждения
по итогам работы за учебный год

ежегодно

Педагоги

5

Итоговая диагностика уровня
одаренности

ежегодно

Педагоги

6

День туризма

27 сентября

все

4

2023 г.

Педагоги

Зам.дир по УВР

Методисты

12

7

Верхнеудинские чтения

январь

Городской этап
республиканской

8

Городской этап республиканской
олимпиады по краеведению

Апрель

Методист

9

Городской этап республиканской
НПК «Первые шаги»

март

Методист

10

Городской турслет

май

Методист

13

Список литературы
1. Барулин В. Одаренность. Проблемы и исследования // Образование, 2003. –
№8. – С.79-93.
2. Блохина

Е.В.

Индивидуальный

подход:

понятие,

сущность,

приемы

реализации: Методические рекомендации. – Курган: ИПКиПРО, 2001. – 52с.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для
студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –
320с.
4. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования,
2004. – №2. – С.46-68.
5. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение
одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус.текста
Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные
труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института;
Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 464с.
7. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб.пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –
320с.
8. Личностно-ориентированный
образовании

школьников:

подход

в

воспитании

Сборник

и

дополнительном

материалов

Всероссийской

научнометодической конференции. – М.: Эксма, 2005. – 208с.
9. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие
/ Т.А.Ратанова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2003. – 168с.
10. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая
проблема // Педагогика, 2000. – №10. – С.87-94.
14

11. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебновоспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие) /
Под.ред. А.А.Деркача, И.В.Калиш. – М.: «Вузовская книга», 2011. – 131с.
12. Современное образование в условиях модернизации: теория и практика:
Сборник научно-методических материалов / Составители и научные
редакторы Н.Ю.Синягина, Н.В.Зайцева. – М., 2004. – 137с.
13. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002. –
176с.
14. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. –
СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 48с.
15. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272с.
16. Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности
// Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С.32-39.
17. Хорошко

Н.Ф.,

Головко

В.М.

Педагогическая

концепция

«Школы

«Интеллектуально одаренные дети» // Школьные технологии, 2002. – №6. –
С.97-105.
18. Чошанов М. ТМИ - теория множественности интеллекта // Директор школы,
2000. – №3.
19. Яковлева

Е.Л.

Методические

рекомендации

учителям

по

развитию

творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И.Панова. – М.: Молодая
гвардия. 1997. – 78с.
20. Ясвин

В.А.

Тренинг

педагогического

взаимодействия

в

творческой

образовательной среде / Под ред. В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. –
176 с.

15

16

ПРИЛОЖЕНИЕ
Методики, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на
основе

которых

можно

построить

профиль

одаренности

и

спланировать

дальнейшую развивающую или коррекционную работу.

Изучаемый
показатель

Методики

Интеллектуальная
одаренность

- Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.
- Тест Д. Векслера.
- Тест Р. Амтхауэра.

Когнитивные
психические процессы

Изучение кратковременной и долговременной вербальной
памяти (А.Р.
Лурия).
Изучение кратковременной образной и вербально - логической
памяти.

Творческий потенциал

-

Оценка устойчивости внимания.

-

Оценка переключения внимания.

-

Оценка вербально – логического мышления.

-

Оценка образного мышления.

-

Тест «Куб Линка».

-

Механической понятливости тест (Беннета).

-

Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).

Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.
(Е. Туник).
-

Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С.
17

Медника).
Диагностика невербальной креативности (вариант теста
Торренса) - Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).
-

Методика «Предложения».

Опросник для определения творческих наклонностей у
школьников.
Мотивация

- Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)
- Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)

Личность

Социальная
одаренность

Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.»
(Т.В.Снегиревой).
-

Опросник САН

-

Методика «Несуществующее животное».

-

«Тест школьной тревожности Филлипса».

-

Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).

Методика изучения коммуникативных и организаторских
умений.
Метод исследования уровня субъективного контроля
психической стабильности (УСК).

Комплексные
методики для
педагогов и
родителей

-

Методика «Q-сортировка».

-

Тест интерперсональной диагностики Т. Лири.

-

Оценка отношений полростка с классом.

Методика «Незаконченные предложения».
- Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)
- Методика оценки общей одаренности (А.И, Савенков)
- Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

18

ТЕОРИЯ ВОПРОСА О ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ (МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СЕМИНАРОВ И
ЗАНЯТИЙ С МЕТОДИСТАМИ И ПЕДАГОГАМИ)

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,
незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению
с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности.
Кого можно считать одаренным ребенком?
Способность (индивидуальные особенности личности, помогающие успешно
занимать определенным видом деятельности)
Талант

(выдающие способности, высокая степень одаренности в

определенной деятельности)
Одаренность (обеспечение успешности в какой-либо деятельности, не
отдельной способностью, а сочетанием способности и таланта)
Гениальность (Высшая степень развития таланта, связанная с созданием
качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей
творчества).

Формы и методы диагностики одаренности
Выявление одаренности - сложнейшая задача, требующая специальных
знаний, умений, участия психологов. Умственные, творческие способности людей
не равны, и отличия проявляются уже в детстве, в школе. И важно не пройти мимо
одаренного ребенка, ученика.
19

Опираясь на Федеральную концепцию по одаренности, необходимо
опираться в данной работе с точки зрения следующих признаков. Признаки
одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:
инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы
его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне
действительности, а также к своей деятельности.
1.Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть
описан следующими признаками:
наличие специфических стратегий деятельности (быстрое освоение
деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение
новых способов деятельности в заданной ситуации; выдвижение новых целей
деятельности за счет более глубокого овладения предметом);
сформированность индивидуального стиля деятельности, связанного с
присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции;
особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая
структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе
разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области
при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска
решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность
общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности);
своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой
скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с
последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
2.Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан
следующими признаками:
повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам
предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам,
растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической,
познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как
правило, переживанием чувства удовольствия;
повышенная познавательная потребность, которая проявляется в
любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за
пределы исходных требований деятельности;
ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам
деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом,
погруженность в то или иное дело;
20

предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной
информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность
ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к
совершенству.

Виды одаренности
I. По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»
выделяются следующие виды одаренности:
В практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная и
организационная. В познавательной - интеллектуальная одаренность различных
видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в
области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В
художественно-эстетической
деятельности
хореографическая,
сценическая,
литературно-поэтическая,
изобразительная
и
музыкальная
одаренность.
В коммуникативной деятельности - лидерская и аттрактивная одаренность.
В духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в
создании новых духовных ценностей и служении людям.
II. По критерию
«степень сформированности одаренности»
дифференцировать актуальную одаренность и потенциальную одаренность:

можно

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с
такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития,
которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в
конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В
данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных
видов деятельности.
Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка,
который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для
высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать
свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной
недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом
неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной
21

мотивацией, низким уровнем
образовательной среды и т.д.).

саморегуляции,

отсутствием

необходимой

III. По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой
одаренности:
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно
ярко и отчетливо. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не
вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой
степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или
высоких возможностях ребенка.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она
не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных
заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.
IV. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»
можно выделить общую и специальную одаренность:
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам
деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве
психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции
умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг
которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности.
Важнейшие аспекты общей одаренности - умственная активность и ее
саморегуляция.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах
деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия,
математика, спорт, общение и т.д.).
V. По критерию
«особенности
возрастного
развития»
можно
дифференцировать раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями
здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы,
на которых одаренность проявляется в явном виде.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с
анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности
посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять
усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения
по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в
процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной
школы). Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в
22

оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному
критерию при использовании психодиагностических методик: высокие значения
того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие
его значения еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное
обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так,
на высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут влиять мера
обученности и социализации ребенка. В свою очередь, низкие показатели по тесту
креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией
ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. И, напротив,
высокие показатели могут быть следствием невротизации, нарушения селективности
мыслительного процесса, высокого мотива достижений или психологической
защиты. Неправомерно осуществлять идентификацию одаренного ребенка на основе
единой (единственной) оценки (например, на количественных показателях,
характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). К
сожалению, в школьной практике достаточно часто ограничиваются оценкой
коэффициента
интеллекта
(IQ),
который
определяется
с
помощью
психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты (нередко вместе с тестами
креативности, применяемыми для измерения творческих способностей) чаще всего
используются при отборе детей в классы и школы для одаренных.
При этом игнорируется тот факт, что применение тестов интеллекта и
креативности имеет ряд ограничений.
Во-первых, большинство тестов интеллекта созданы не для выявления
интеллектуальной одаренности, а для других целей. Интеллектуальная шкала
Векслера для детей (оригинальный вариант WISC, а также его отечественные
модификации) предназначалась для определения уровня общего интеллекта (в
частности, выявления задержки в умственном развитии), тест структуры интеллекта
Амтхауэра (S1Т) - для целей профориентации и профессионального отбора,
дифференциальный тест способностей (DАТ) - для прогноза академической
успеваемости и т.д. Только в рамках некоторых тестов была предусмотрена оценка
максимально высоких результатов: культурно свободном тесте Кеттелла (СFТ-C) и
усложненном варианте теста «Прогрессивные матрицы» Равена (А-РМR). Их
применимость по отношению к диагностике одаренности подвергается серьезной
критике. Что касается тестов креативности, то показатели дивергентной
продуктивности также не являются однозначными, единственными и достаточными
индикаторами творческих возможностей ребенка.
Во-вторых, многие тесты интеллекта измеряют конкретную (частную)
интеллектуальную способность, т.е. сформированность конкретных умственных
операций. Таким образом, существующие психометрические тесты интеллекта,
фиксируя его компоненты, не затрагивают связей между ними, не схватывают саму
системность его проявления.

23

В-третьих, данные тестирования сильно зависят от ситуации тестирования,
эмоционального состояния ребенка. При этом чем ребенок одареннее, тем эта
зависимость больше. Поэтому психометрические тесты плохо прогнозируют
уровень достижений именно одаренных детей.
В-четвертых, следует различать данные тестирования и решение о судьбе
ребенка. Диагностическая ситуация является следствием влияния многих факторов,
поэтому решение должно приниматься с учетом знания причин, приведших к
тестовым результатам.

Психолого-педагогический мониторинг
Психолого-педагогический
мониторинг, используемый с целью выявления
одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и
деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники
информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность процесса идентификации (развернутое
во
времени
наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в
максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение
ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в
различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
4) экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков,
стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и
пр.) с привлечением экспертов - специалистов высшей квалификации и
соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов,
шахматистов, инженеров и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный
консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и
юношеского творчества;
5) выявление признаков одаренности ребенка не только но отношению к
актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего
развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной
среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного
ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе;
использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать
определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка
психологические «преграды», и т.п.;
24

6) многократность и многоэтапность обследования с использованием
множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с
предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации
реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному
эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.);
8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют
исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум
самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных
предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих
конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.;
10) преимущественная опора на экологически валидные методы
психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в
реальной ситуации, - анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа,
экспертные оценки учителей и родителей.
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет
полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок
или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не
подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи
рассогласования диагноза и прогноза).
При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:
а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном
возрастном этапе;
б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками
ее реализации в различных видах деятельности;
в) потенциальные возможности ребенка к развитию.
Навешивать ярлыки «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только
из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно
показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно
повлиять на личностное развитие ребенка.
Таким образом, процедуры выявления одаренных детей должны быть
экологически валидными с точки зрения специфики детской одаренности и
25

своеобразия признаков одаренного ребенка. Оценка ребенка как одаренного не
должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с
задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им. Иными словами,
проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть
переформулирована, как проблема создания условии для интеллектуального роста
детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования,
с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и
обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов
одаренности.
Тестирование с использованием диагностических методик, направленных на
изучение уровня интеллектуально-творческого развития как детей, так и педагогов:
Методики для психологического тестирования:
«Прогрессивные матрицы Равена» (цветной и черно-белый вариант),
«Краткий тест творческого мышления» (фигурная форма) Е.П.Торранса (для
дошкольников он проводился без временных ограничений), тест Бурдона и тестмодификация метода Пьерона-Рузера для изучения
объема и концентрации внимания (для дошкольников фигурная форма),
тест «Пиктограммы», опросник для выявления уровня
творческого развития педагога; Методики для экспертного
оценивания:
«Шкала для оценки уровня познавательного развития детей»,
«Шкала для определения особенностей личностного развития детей»
(модификация опросных листов А.И. Савенкова).
Одной из важнейших составляющих диагностики детской одаренности
является объективное отслеживание уровня интеллектуально-творческого развития
детей педагогом. Данное умение является неотъемлемой частью профессиональной
компетентности педагога, ориентированного на развитие детской одаренности.
Основными особенностями оценки детской одаренности педагогами является ее
зависимость от сложившихся субъективных и объективных факторов. Среди них
наиболее значимы:
уровень собственного интеллектуально-творческого развития педагога;
-

субъективное представление педагога о содержании и внешних

проявлениях детской одаренности;

26

содержание и специализация осуществляемой им педагогической
деятельности (специалист по изобразительной, музыкальной театрализованной
деятельности, хореографии; учитель начальных классов; воспитатель детского сада);
опыт педагогической деятельности (в ее тесной взаимосвязи с
величиной педагогического стажа);
-

продолжительность работы с данными детьми.

Наиболее объективны педагоги в оценке уровня развития интеллекта и менее
точны в оценке творческого развития детей. При этом группа воспитателей детского
сада и группа учителей начальных классов («основной» цикл предметов) наиболее
адекватно оценивают уровень развития интеллекта, а педагоги - специалисты
(«художественный» цикл предметов) - уровень развития креативности детей.
Для повышения объективности оценки педагогами уровня развития детской
одаренности требуется:
пристальное внимание к уровню развития интеллекта и креативности
будущего педагога, как на этапе поступления в педагогическое образовательное
учреждение, так и при приеме специалиста на работу;
акцентирование внимания педагогов-практиков на теоретических
аспектах построения концептуальных моделей детской одаренности, а так же
содержательной и процессуальной (методической) сторонах процесса оценивания
уровня интеллектуально-творческого развития ребенка;
наличие специально разработанного, эффективного, информативного,
доступного по содержанию и экономичного в обработке методического
инструментария;
создание в образовательных учреждениях системы направленного
совершенствования практических умений педагогов в 10 области овладения
методами и приемами диагностики одаренности ребенка;
расширение практики отслеживания уровня интеллектуальнотворческого развития ребенка педагогами различных специальностей.
Обучение детей в системе дополнительного образования
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность
свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их
освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их
индивидуальных
склонностей.
Личностно-деятельностный
характер
27

образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач
дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет
фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в
другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа
позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их
свободного времени.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие
формы обучения одаренных детей:
1. индивидуальное обучение или обучение в малых группах по
программам творческого развития в определенной области;
2. работа по исследовательским и творческим проектам в режиме
наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый,
деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
3. очно-заочные школы;
4. каникулярные
лаборатории;

сборы,

лагеря,

мастер-классы,

творческие

5. система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6. детские научно-практические конференции и семинары.
Благоприятные
возможности
дополнительного
образования
четко
проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения
часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие от
большинства
школьников
они
мотивированы
на
овладение
художественнотворческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного
освоения специальных умений и знаний. Но и здесь, в специальном звене обучения,
необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за
знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель.
В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс
развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной
школе затруднено предметным расчленением содержания образования.
Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные
опасности. Очень важно не создавать у него «чувства исключительности»: и потому,
что оно может не получили подтверждения в дальнейшей жизни, и потому, что
кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто
28

доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны
складываться гармонично.
Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая это эксплуатация неординарных способностей ученика (вокальных, сценических,
музыкальных и т.д.) ради престижа учебного заведения или его руководителя, что
часто идет во вред самому ребенку. Вторая - это неосознанное стремление
руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности
результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности
детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для
решения задач взрослых.
Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного
художественного образования становится исключительно значимой для развития
одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути в искусстве.

Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с
одаренными детьми
Основные компоненты профессиональной квалификации педагога
Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с
одаренными детьми составляют:
а) общая профессиональная педагогическая подготовка предметные,
психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;
б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.
Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для
работы с одаренными детьми образуют:
а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся
результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности (знания об
одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах
выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, их
возрастном и индивидуальном развитии; знания об особенностях профессиональной
квалификации специалистов для работы с одаренными детьми; знания о
направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях
разработки программ и технологий обучения одаренных детей; умения и навыки в
области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе
признаков одаренности; умения и навыки в области дидактики и методики обучения
29

одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их
контингента
и
конкретных
условий
обучения;
умения
и
навыки
психологопедагогического консультирования одаренных детей, их родителей и
других членов семьи);
б)
профессионально-личностная
позиция
педагогов, позволяющая не
столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для
одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую
одаренность; не столько управлять процессом обучения и контролировать его,
сколько предоставлять учащимся свободу учиться;
в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни
развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии;
внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к
личностному росту и т.д. Эти качества срабатывают эффективно лишь в системе и
тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога желанию жить в ученике.

Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с
одаренными детьми
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми ее стратегия,
содержание, формы и методы должна обеспечивать становление и развитие как
базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.
В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только
соответствующих умений, но и шлифовки качеств личности, необходимых доя
работы с одаренными детьми.
Специфика такой подготовки специалистов должна отвечать целому ряду
требований:
1) профессионально-личностная
позиция
педагогов.
С
учетом
психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития
одаренных детей основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними
является изменение педагогического сознания. А именно, ломка сложившихся ранее
у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого
себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и в итоге методов обучения
и воспитания. Именно дети с признаками одаренности вольно или невольно могут
создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых
сформировавшиеся ранее учительские стереотипы не только бесполезны, но даже
вредны как для ребенка, так и для самого учителя. Одной из причин возникновения
подобных ситуаций является то, что, например, вследствие высокого темпа
интеллектуального развития одаренные дети (а по большому счету и любые другие
30

дети) осознанно или неосознанно требуют к себе отношения как к полноправному
субъекту учебной деятельности, общения и т.д. Между тем один из наиболее
распространенных стереотипов традиционного учительского сознания заключается
в том, что ученик (именно потому, что он ученик) исходно рассматривается как
объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного
образовательного процесса. Это означает, что, работая с одаренными детьми,
педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним
из основных психологических принципов работы с детьми является принцип
принятия другого, согласно которому учитель должен изначально принимать
ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями;
2) комплексный
(психолого-педагогический
личностный) характер образования педагогов;

и

профессионально-

3) создание системы консультирования и тренингов. Именно в этой форме,
как показывает опыт обучения педагогов, им легче осознать собственные
личностные проблемы, мешающие в работе. Эта форма эффективна для
формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также
потребности саморазвития;
4) создание психолого-педагогических условий (системы факультативов,
кружков, секций) для развития профессионального мастерства;
5) демократизация и гуманизация всех обучающих процедур, создания
творческой и свободной атмосферы учения;
6) образовательная ступень и сфера деятельности педагогов (педагоги
дошкольных учреждений, учителя начальной школы, учителя-предметники,
педагоги,
работающие
в
системе
дополнительного
образования,
педагогидефектологи, практические психологи, а также представители школьной
администрации и т.п.);
7) особенности контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и
т.п., при этом специальное внимание должно уделяться специфическим группам
одаренных детей детям-сиротам, детям-инвалидам и др.);
8) профессиональная,
постпрофессиональная подготовка и
профессиональный опыт педагогов:
а) опыт педагогической, воспитательной работы с детьми (студенты,
обучающиеся в педагогических и психологических учебных заведениях; педагоги и
психологи, имеющие опыт работы в массовых школах; педагоги и психологи,
имеющие опыт работы с одаренными детьми в специализированных
школахинтернатах, в школах и классах для одаренных и т.п.);
31

б) уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с
одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению,
обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных
тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического
взаимодействия и др., прохождение стажировки и практики и т.п.);
9) специфика образовательной инфраструктуры. Характерные особенности
условий, в которых проводится работа с одаренными детьми, связанные с наличием
(или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы,
которые значимы для обучения и развития одаренных детей (необходимых
учебнометодических материалов, музеев, концертных залов, библиотек, театров, а
также ряда специалистов, например психологов, педагогов дополнительного
образования и т.п.).
В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться с учетом
следующих принципов:
1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения.
В рамках общего обучения раздел по проблематике одаренности должен быть
включен в курс психологии во всех психологических и педагогических вузах. Таким
образом может осуществляться необходимая первичная подготовка всех
специалистов, работающих с детьми. Специальное обучение должно строиться с
учетом специфики подготовки педагога, работающего с одаренными детьми.
2. Принцип этапности обучения. Подготовка должна проводиться на
разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (вуз,
магистратура, курсы повышения квалификации и т.п.).
3. Принцип единства теоретической и практической подготовки. В ходе
подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми, необходимо
адекватно сочетать теоретическую и практическую направленность. Реализация
данного принципа требует использования существующих или подготовки
соответствующих экспериментальных площадок, на базе которых может
проводиться стажировка специалистов для работы с одаренными детьми, сочетаемая
с последовательным или одновременным слушанием теоретических курсов.
Российский психолог А.И. Савенков, занимающийся проблемой детской
одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую
модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания;
долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных
возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы
диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной
одарённости. В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности,
должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.
32

Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно
которой одарен каждый, педагогу в тандеме с психологом образовательного
учреждения важно выявить у ребенка, соответствующий ему вид одаренности, то
есть наличие определенных способностей (исследовательские, академические,
художественные, спортивные).
Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные
способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и
спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.

Изучаемый
показатель

Методики

Интеллектуальная
одаренность

- Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.
- Тест Д. Векслера.
- Тест Р. Амтхауэра.

Когнитивные
психические
процессы

Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти
(А.Р. Лурия).
Изучение кратковременной образной и вербально - логической
памяти.
-

Оценка устойчивости внимания.

-

Оценка переключения внимания.

-

Оценка вербально – логического мышления.

-

Оценка образного мышления.

-

Тест «Куб Линка».

-

Механической понятливости тест (Беннета).

-

Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).

33

Творческий
потенциал

Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е.
Туник).
-

Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).

Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса) Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).

Мотивация

-

Методика «Предложения».

-

Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.

- Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)
- Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)

Личность

-

Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.»

(Т.В.Снегиревой).

Социальная
одаренность

-

Опросник САН

-

Методика «Несуществующее животное».

-

«Тест школьной тревожности Филлипса».

-

Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).

-

Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.

Метод исследования уровня субъективного контроля психической
стабильности (УСК).

Комплексные
методики для
педагогов

-

Методика «Q-сортировка».

-

Тест интерперсональной диагностики Т. Лири.

-

Оценка отношений полростка с классом.

-

Методика «Незаконченные предложения».

- Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)
- Методика оценки общей одаренности (А.И, Савенков)
- Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

34

Список литературы
1.Барулин В. Одаренность. Проблемы и исследования // Образование, 2003. –
№8. – С.79-93.
2.Блохина Е.В. Индивидуальный подход: понятие, сущность, приемы
реализации: Методические рекомендации. – Курган: ИПКиПРО, 2001. – 52 с.
3.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для
студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –
320 с.
4.Богоявленская

Д.Б.

Рабочая

концепция

одаренности

//

Вопросы

образования, 2004. – №2. – С.46-68.
5.Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение
одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус.текста
Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144 с.
6.Лейтес Н.С. Возрастная

одаренность и индивидуальные различия:

избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального
института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 464 с.
7.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб.пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –
320 с.
8.Личностно-ориентированный подход в воспитании и дополнительном
образовании

школьников:

Сборник

материалов

Всероссийской

научнометодической конференции. – М.: Эксма, 2005. – 208 с.
9.Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное
пособие / Т.А.Ратанова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2003. – 168 с.

35

10.Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая
проблема // Педагогика, 2000. – №10. – с.87-94.
11.Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебновоспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие) /
Под.ред. А.А.Деркача, И.В.Калиш. – М.: «Вузовская книга», 2011. – 131с.
12.Современное образование в условиях модернизации: теория и практика:
Сборник научно-методических материалов / Составители и научные
редакторы Н.Ю.Синягина, Н.В.Зайцева. – М., 2004. – 137 с.
13.Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь,
2002. – 176 с.
14.Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.
– СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 48 с.
15.Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е
изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
16.Хорошко Н.Ф., Головко В.М. Педагогическая концепция «Школы
«Интеллектуально одаренные дети» // Школьные технологии, 2002. – №6. –
С.97-105.
17.Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию
творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И.Панова. – М.: Молодая
гвардия. 1997. – 78 с.

36

Возможные негативные последствия и способы их корректировки.
1. Стремление одаренного ребенка доминировать над остальными детьми
коллектива,

возникновение

у

него

«чувства

исключительности».

Преодолевается через постоянную смену лидеров (например, использование
системы сводных отрядов по А.С. Макаренко). Так же может быть привлечен
психолог.
2. Нежелание некоторых воспитанников интенсивного развития собственной
одаренности. Это может привести к негативному восприятию стремления
педагога развить одаренность ребенка. Можно преодолеть через развитие
ребенка по канонам гуманистической педагогики, где основной упор сделан
на возможности ребенка, его потребности и желания в развитии.
3. Эксплуатация неординарных способностей ребенка «на благо» педагога или
Центра («Необходимо защитить честь района!», «Должен участвовать
воспитанник от Центра!» и т.п.). Преодоление через развитие ребенка в
парадигме гуманистической педагогики.
4. Стремление педагога (или родителя) реализоваться через одаренного ребенка.
Преодолевается через усиление личного эстетического, интеллектуального,
научно-технического

или

другого

опыта

ребенка

в

деятельности

и

предоставленную ребенку возможность раскрывать и показывать свою
индивидуальность не только по плану педагога (родителя), а в свободной
форме.
Система мероприятий Программы.
I.

Информационно-поисковый этап.
Изучение и
анализ
информации
по вопросу
(зав. ММО и
психолог)

II.

Семинары и
косультации
для
методистов
(зав. ММО и
психолог)

Разработка
методических
материалов в
помощь педагогам и
родителям (зав.
ММО, психолог,
методисты по
направлениям)

Семинары и
консультации
для педагогов и
родителей

Формирование
пакета методик по
диагностированию
одаренности и
формам работы с
ОД по специфике
предмета (педагоги)

Входящая
диагностика уровня
одаренности
воспитанников
(педагоги, психолог)

Внедренческий этап
37

Мероприятия с детьми,
обнаруживающими
признаки одаренности в
сфере:

Мероприятия со всеми
детьми, проявляющими
признаки одаренности

Мероприятия с
педагогическим
коллективом

Мероприятия с
родителями одаренных
детей

спортивно‐технической

индивидуальные
маршруты

Мероприятия по
повышению
квалификации и
индивидуальные
консультации

Индивидуальные
консультации

интеллектуальной

Участие в итоговой
выставке, конференции,
МК, отчетном концерте

Конкурсы
педагогического
мастерства

"Школа родителей
одаренных детей"

художественно‐
эстетической

Конкурсы проектов

декоративно‐
прикладной и сфере
ремесел

Городские и районные
мероприятия для
педагогов и методистов

спортивно‐туристской
сфере

с детьми с признаками
лидерской одаренности

III.

Рефлексивный этап
Промежуточная и итоговая
диагностика уровня
одаренности воспитанников
Итоговые мероприятия с детьми, педагогами и методистами (награждения,
поощрения), система мероприятий по поддержке и стимулированию дальнейшего
развития детей, педагогов, методистов в их творческой деятельности)
Обощение опыта по реализации Программы
и представление его в публикациях и на
тематических конференциях
Анализ итогов реализации Программы,
создание обновленного плана по работе
с одаренными детьми на 2013 ‐ 2014 гг.
Освещение хода реализации программы и ее результатов
на сайте ЦДЮТТ "Охта", в газете "Планета умельцев", а так
же другими способами в доступных формах

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».