Волейбол Батомункуев Б.Д. (1)

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Интересными и доступными средствами физического воспитания молодежи
являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших
широкое распространение, в том числе и в быту, является волейбол. Волейбол - один из
наиболее увлекательных, массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное
двигательное содержание. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и
дыхательной системы, укрепляют костную систему, развивают подвижность
суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом
способствует улучшению зрения, точности и ориентировке в пространстве. У детей
развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Широкому
распространению волейбола содействует доступное оборудование: небольшая площадка,
сетка, мяч.
Программа актуальна, так как предусматривает решение проблем оздоровления
и закаливания организма обучающихся, обеспечения оптимального для данных
возрастных групп уровня физической работоспособности и физических качеств. Кроме
повышения уровня физического развития программа обучает основам техники и тактики
игры, формирует навыки волейболистов-спортсменов.
Основанием для разработки программы служат следующие нормативноправовые документы:


Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред.
от 01.05.2017 г.),



Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся от 31 июля 2020 г.,
регистрационный N 304-ФЗ,



Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,



«Порядок

организации

дополнительным

и

осуществления

общеобразовательным

образовательной
программам»

деятельности
(утв.

по

приказом

Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. №196),


Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в
Порядок

организации

дополнительным

и

осуществления

общеобразовательным

образовательной

программам»,

деятельности

утвержденный

по

приказом

Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196,


Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,


Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»,



Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р,



Федеральный проект Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации,



Приказ Минобрнауки от 23 августа 2017 г. №816 «Об утверждении Порядка
применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»


Приказ «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих
образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего
образования, образовательные программы среднего профессионального образования и
дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции на территории российской Федерации» от 17 марта 2020
г.№ 104,



Письмо

Минобрнауки

методических

России от

рекомендаций»

29.03.2016

(«Методические

N

ВК-641/09

рекомендации

«О направлении
по

реализации

адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»),


Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»,



Приказ Министерства просвещения РФ от 02.02.2021г. №38 «О внесении изменений в
Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей,
утвержденную приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467»,



Государственная программа РФ «Развитие физической культуры и спорта» от
30.03.2018 г. № 351,



Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».



Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от

22.09.2021 г. № 652 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».


Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».

Программа имеет физкультурно - спортивную направленность. Теоретическая
составляющая программы предусматривает изучение приемов тактики и техники игры в
волейбол, правил соревнований, морально – психологическую подготовку. Практическая
составляющая включает в себя физическую подготовку, специальную и техникотактическую подготовку, а также учебно-тренировочные игры и соревновательный
процесс.
Программа имеет базовый уровень сложности, так как предусматривает освоение
базовых тактико-технических приемов игры, спортивное совершенствование, участие в
соревнованиях по волейболу всех уровней.
Особенностью реализации программы является то, что она не замыкается на
решении задач по формированию спортивных навыков обучающихся в избранном виде
спорта, а предусматривает укрепление психофизического здоровья, воспитание моральноволевых качеств личности, уверенности в своих силах, целеустремленности, инициативы
и самообладания. В программе часть теории вынесена на самостоятельное изучение и
освоение с применение информационно-коммуникационных технологий, что позволяет
сократить количество часов её освоения, сохранив качество обучения. На занятиях ребята
изучают методики выполнения приемов подачи мяча, индивидуальной работы и работы в
команде, успешно применяют их в учебно-тренировочной практике.
Адресат программы: в реализации программы принимают участие обучающиеся 11-13
лет.
Объединение могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии
разрешения от врача, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям.
спортом. Количество обучающихся в группах первого года обучения – 20 человек. Состав
групп постоянный. В состав учебных групп входят обучающиеся одного возраста. Группы
комплектуются с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей
детей и подростков, а также, анатомо-физиологического состояния организма в данных
возрастных периодах. Процесс возрастного развития и формирования новообразований,
отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить
неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и
«взрослое». Возраст от 11 до 13 лет, когда мышление уже логичное и обоснованное и
ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со

сверстниками,

характеризуется

перестройкой

физического

состояния

организма,

мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие
мотивы), более всего - личностной сферы, сферы самосознания.
Формы обучения: очная/дистанционная.
Программа адаптирована для реализации в условиях дистанционного обучения по
санитарно-эпидемиологическим основаниям и включает все необходимые инструменты
электронного обучения: электронную почту, социальную сеть «ВКонтакте», приложение
смартфона WhatsApp.
Формы организации занятий в очном формате: традиционные (индивидуальная,
групповая, фронтальная), сопутствующие (тренировки, соревнования, товарищеские игры,
учебно-тренировочные сборы). Подготовка юного волейболиста осуществляется путем
теоретического обучения и спортивной тренировки, которые являются единым
педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных
навыков, на достижение оптимального уровня физического развития и высоких
спортивных

результатов

обучающимися.

Успешное

осуществление

учебно-

тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон
подготовки,

а

именно,

общефизической,

специальной

физической,

технической,

тактической и морально-волевой.
Срок

освоения

дополнительной

общеобразовательной

(общеразвивающей)

программы «Волейбол» 1 года.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.
Общее количество часов в год – 216 часов.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: создание благоприятных условий для развития и постоянного
совершенствования физических качеств обучающихся, посредством приобщения к
целенаправленным занятиям волейболом.
Задачи:
- формирование системы знаний, умений, и навыков игры в волейбол;
- овладение методиками игры, приобретение индивидуальной волейбольной
специализации;
-подготовка тактическая, техническая и физическая для успешного участия в
соревнованиях по волейболу.

Планируемые результаты
Предметные результаты:
- владение техникой и тактикой командной игры;
- приобретение начальных специализированных знаний.
Личностные результаты:
- развитие самостоятельности, творчества и личной ответственности за свои поступки;
- формирование ответственного отношения к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Метапредметные результаты:
- осуществление организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
-формирование межпредметных понятий и универсальных учебных действий
(регулятивных, познавательных, коммуникативных), способности их использования в
учебной, соревновательной и социальной практике;
Формами контроля в ходе реализации программы являются:
входной контроль (опрос), текущий контроль (тестирование), промежуточный контроль
(контрольные испытания).
Формами итогового контроля являются сдача контрольных нормативов и достойное
участие обучающихся в соревнованиях и турнирах на первенство района, города.

1.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: УЧЕБНЫЙ ПЛАН, СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПЛАНА
1.1.1 Учебный план, содержание 1-го года обучения
Учебный план
№
п\п

Тема

1

Введение в программу.
Техника безопасности.
Государственная
символика
Физическая культура и
спорт в России. История
развития волейбола
Гигиена волейболиста.
Закаливание
Основные понятия и
правила игры в волейбол
Общая физическая
подготовка

2

3
4
5

Количество часов

Всего
2

Теория
2

Практика
-

Формы
аттестации/контроля
Входной
(опрос)

4

4

-

Входной
(опрос)

4

2

2

8

4

4

42

6

36

Текущий
(тестирование)
Текущий
(тестирование)
Промежуточный
(контрольные
испытания)
Промежуточный
(контрольные
испытания)
Промежуточный
(контрольные
испытания)
Промежуточный
(контрольные
испытания)
Итоговый
(тестирование, игры,
соревнования)
Итоговый
(сдача контрольных
переводных нормативов)

6

Техническая подготовка

42

8

34

7

Тактическая подготовка

46

8

38

8

Специальная физическая
подготовка

42

8

34

9

Учебно-тренировочные
игры. Соревнования

22

-

22

10

Итоговое занятие

4

-

4

Итого

216

42

174

Содержание учебного плана
Тема 1 (2 часа).
«Введение в программу. Государственная символика. Техника безопасности»
Теория: Краткое содержание, цель и задачи программы. Техника безопасности.
Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом
Государственная символика страны: флаг, герб, гимн. Опрос (2 часа).
Тема 2 (4 часа).
«Физическая культура и спорт в России. История развития волейбола»
Теория: Характеристика волейбола как средство физического воспитания молодежи.
История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом.
Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. Опрос (4 часа).
Тема 3 (4 часа).
«Гигиена волейболиста. Закаливание»
Теория: Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Влияние физических
упражнений на организм человека. Самоконтроль спортсмена. Краткие сведения о
строении и функциях организма человека. Способы закаливания организма (2 часа).
Практика: Тестирование. Обследование в диспансере (2 часа).
Тема 4 (8 часа).
«Основные понятия и правила игры в волейбол. Психологическая подготовка»
Теория: Основные понятия и правила игры в волейбол. Спортивная терминология.
Методика судейства. Понятия о волевых качествах спортсмена. Управление своими
действиями, телом, мыслями, переживаниями. Психологическая подготовка. Меры
предупреждения переутомления. Значение активного отдыха для спортсмена (4 часа).
Практика: Тестирование на знание правил игры. Переключения в выполнении
технических приёмов и тактических действий. Восстановительные упражнения (4 часа).
Тема 5 (42 часа).
«Общая физическая подготовка»
Теория: Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) на развитие ловкости,
быстроты, координации движений. Подвижные игры и эстафеты. Упражнения для

плечевого пояса, для мышц ног и таза, с предметами, со скакалками и мячами.
Гимнастические, акробатические, силовые упражнения (6 часов).
Практика: Выполнение общеразвивающих упражнений: упражнений с предметами, со
скакалками

и

мячами;

упражнений

для

развития

скорости

(гладкий

бег,

комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, челночный
бег); прыжковых упражнений (прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с
доставанием предметов, прыжки через препятствие, через скакалку); силовых
упражнений (упражнения с отягощением для рук и для ног); гимнастических
упражнений (без предметов, для мышц рук, ног, таза и плечевого пояса);
акробатических упражнений (перекаты, кувырки, стойки). Спортивные игры: баскетбол,
футбол. Эстафеты с мячом.
Контрольные испытания (36 часов).
Тема 6 (42 часа)
«Техническая подготовка»
Теория:

Обучение

технике

–

важнейшая

учебно-тренировочная

задача.

Подготовительные и подводящие упражнения. Техника нападения. Техника защиты.
Технические приемы при работе с мячом ( 8 часа).
Практика: Отработка технических приемов. Волейбольные стойки: высокая, средняя,
низкая. Перемещения: взад-вперед, влево-вправо. Удар по отскочившему мячу. Пас
предплечьями в движении. Пас предплечьями на точность. Боковая подача. Нижняя
подача. Передача сверху. Пас-отскок мяча-пас, короткий пас, пас назад, длинный пас.
Передача-перемещение-передача. Техника защиты. Защитные действия с мячом.
Блокирование. Техника нападения. Определение игрового места в составе команды.
Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения.
Контрольные испытания (34 часа)
Тема 7 (46 часов)
«Тактическая подготовка»
Теория: Варианты тактических действий. Тактики по игровым функциям. Выбор
правильной тактики игры. Индивидуальные действия, групповые действия, командные
действия. Умение взаимодействовать с другими игроками. «Участки» поля каждого
игрока (4 часа).
Практика: Выполнение тактических приемов и действий. Тактика игры в защите, в
нападении. Индивидуальная игра. Тактика взаимодействия с другими игроками.
Командная игра. Тактика нападения. Разбег перед атакой, разбег и бросок, замедленный

удар в центр площадки. Тактика защиты: выполнение защитных действий
(индивидуальные действия, групповые действия, командные действия). Контрольные
испытания (38 часов)

Тема 8 (42 часа)
«Специальная физическая подготовка»
Теория: Специальная физическая подготовка (СФП). Совершенствование приемов игры,
тактико-технических действий, комбинаций и систем нападения и защиты в условиях,
близких к соревновательным. Специальная выносливость, ловкость, гибкость (прыжковая,
скоростная, скоростно-силовая). Новейшие достижения игры (8 часа).
Практика: Тактико-технические действия (ТТД). Совершенствование техники игры в
волейбол. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки. Отработка
быстроты перемещений в ответных действиях на сигналы. Имитация нападающего удара,
имитация блокирования. Упражнения на развитие прыгучести: прыжки, напрыгивания,
упражнения со скакалкой. Совершенствование приёмов: передач, подач, нападающих
ударов. Игры и эстафеты с препятствиями. Контрольные испытания (34 часа).
Тема 9 (22 часа).
«Учебно-тренировочные игры. Соревнования»
Практика: Тестирование основ знаний по теме «Волейбол». Тестометрический контроль.
Определение уровня физической и тактико-технической подготовки в ходе переводных
испытаний. Учебно-тренировочные игры по подвижным играм с элементами техники
волейбола, соревнования (22 часов).
Тема 10 (4 часа).
«Итоговое занятие»
Практика: Сдача контрольных переводных нормативов (4 часа).

1.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты 1-го года обучения
Предметные:
- формирование представлений о значении предмета волейбол, значении физической
культуры для укрепления здоровья человека;
- владение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия);
- приобретение начальных знаний по освоению приемов игры. Личностные:
- развитие самостоятельности, дисциплинированности;
-формирование

ответственного

отношения

к

обучению

и

целенаправленной

познавательной деятельности.
Метапредметные:
- формирование межпредметных понятий и

универсальных

учебных действий

(регулятивных, познавательных, коммуникативных), способности их использования в
учебной, социальной и познавательной практике.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ/АТТЕСТАЦИИ
Формами контроля в ходе реализации программы являются:
-входной контроль: (опрос) с целью определения начального уровня подготовки
обучающихся, имеющихся знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей
образовательной деятельностью;
-текущий контроль: (тестирование) осуществляется по конкретным темам, с целью
диагностирования качества усвоения изученного материала;
- промежуточный контроль: (контрольные испытания) с целью накопления показателей
физического развития и уровня специальной подготовки.
-итоговый контроль: (соревновательная практика, учебно-тренировочные игры, сдача
нормативов, тестирование) проводится в конце учебного года и предполагает
комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым темам.
Формы отслеживания и фиксации результатов: материалы тестирований,
протоколы сдачи контрольных и переводных нормативов, соревнований.
Формами предъявления и демонстрации результатов освоения программы
являются сдача контрольных нормативов, соревнования.
2.2 ОЦЕНОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- карточки с тестовыми заданиями;
- тестовые таблицы с заданиями;

- таблицы с контрольными нормативами;
- протоколы соревнований.
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Использование словесных, наглядных и практических методов обучения
способствует быстрому освоению изучаемого материала. Метод «обратной связи»
помогает в процессе обучения проверить, в правильном ли направлении идет работа,
оценить успешность детей в освоении программы.
Применение

элементов

здоровьесберегающей

технологии,

технологии

развивающего обучения, воспитательных методов (организация деятельности и
формирование

опыта

поведения,

педагогическое

требование,

воспитывающие

ситуации) дает возможность обучающимся развиваться во всех сферах, направляет их
энергию в конструктивное русло социальной практики.
Методическое обеспечение программы
№
п/п

1

2

3

4

Тема

Введение в
программу.
Техника
безопасности.
Государственная
символика
Физическая
культура и спорт
в России.
История
развития
волейбола
Гигиена
волейболиста.
Закаливание

Основные
понятия и
правила игры в
волейбол

Формы
занятий

Приемы и
методы

Дидактиче
ский
материал

Виды и формы
контроля

Формы и
содержание
подведения
итогов
Опрос. Знание
символики
РФ, текста
гимна России

Фронтальные
(рассказ,
беседа)

Словесные,
наглядные

Плакаты

Входной
контроль
(опрос)

Фронтальные
(рассказ,
беседа)

Словесные,
наглядные

Видеомагни
тофон
DVD диски

Входной
контроль
(опрос)

Опрос.
Знание
истории
развития
волейбола

Фронтальные
(рассказ,
беседа)
Индивидуальн
ые(ведение
дневника
самоконтроля)
Фронтальные
(рассказ,
беседа)
Индивидуальн
ые
(тестирование)

Словесные,
наглядные,
практические

Видеомагн
итофон
DVD диски

Текущий
контроль
(тестирование
)

Тестирование
.
Обследование
,
антропометри я

Словесные,
наглядные,
практические

Видеомагн
итофон
DVD диски,
карточк
ис
вопрос
ами

Текущий
Контроль
(тестирование
)

Знание
правил игры

5

Общая
физическая
подготовка

Фронтальные
Словесные
(беседа,
наглядные,
инструктаж)
практические
Индивидуальн
ые(выполнение
упражнений)

6

Техническая
подготовка

7

Тактическая
подготовка

8

Специальная
физическая
подготовка

9

Учебнотренировочные
игры.
Соревнования

10

Итоговое
занятие

Фронтальные
(беседа,
инструктаж)
Индивидуальн
ые
(выполнение
упражнений)
Фронтальные
(беседа,
инструктаж)
Индивидуальн
ые
(выполнен
ие
упражнени
й)
Фронтальные
(беседа,
инструктаж)
Индивидуальн
ые(выполнение
упражнений)
Фронтальные,
(тренировка)
Индивидуальн
ые
(тестирование,
сдача
нормативов)
Фронтальные,
(тренировка)
Индивидуальн
ые(выполнение
контрольн
ых
нормативов
)

Словесные
наглядные,
практические

Таблицы с
правилами,
нор
мативами,
личные
карточки,
схемы
Волейболь
ная сетка,
мячи,
таблицы с
норматива
ми

Словесные
наглядные,
практические

Волейболь
наясетка,
мячи,
таблицы с
норматива
ми

Словесные
наглядные,
практические

Волейболь
наясетка,
мячи,
таблицы с
норматива
ми
Волейболь
наясетка,
мячи,
карточки с
вопросами,
таблицы с
нормативами
Волейболь
наясетка,
мячи,
таблицы с
контроль
ными
норматив
ами

Словесные,
практические

Словесные,
практические

Промежуточны
й контроль
(контрольные
испытания по
ОФП)

Сдача
контрольных
нормативов по
ОФП

Промежуточны
й контроль
(контрольные
испытания по
технической

Сдача
контрольных
нормативов по
технической

подготовке)
Промежуточны
й контроль
(контрольные
испытания по
тактическо
й
подготовке)

подготовке
Сдача
контрольных
нормативов по
тактической
подготовке

Промежуточны
й контроль
(контрольные
испытания по
СФП)

Сдача
контрольных
нормативов по
СФП

Итоговый
контроль
(тестирование
)

Игры,
сореанования

Итоговый
контроль
(контрольные
испытания)

Сдача
переводных
контрольных
нормативов

2.4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ,
КАДРОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое обеспечение программы
Перечень учебного инвентаря и оборудования
Технические средства
обучения (ТСО)

Инструменты и
приспособления общего
пользования

Инструменты и
приспособления
индивидуального
пользования

Аудиальные и
аудиовизуальные
технические средства:
компьютер
аудио-видео материалы
диски
флешки

Волейбольная сетка,
гимнастическая скамейка,
Спортивный инвентарь:
мячи,
гантели,
гири,
мешки с песком

Спортивный инвентарь:
скакалка,
гимнастическая палка,
волейбольный мяч,
набивной мяч
Спортивная форма:
манишка,
спортивная обувь

Информационное обеспечение
Учебно-методический комплекс
1. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Волейбол», 216 часов в год.
2. Учебно-методические комплекты: методическая литература: книги по истории
волейбола, справочники.
3. Учебно-методические разработки заданий и упражнений.
4. Инструкции по технике безопасности.
Список литературы
1. Ахмеров Э.К. Волейбол для начинающих/Э.К. Ахмеров – Минск Полымя, 1985. –
264 с.- Текст непосредственный.
2. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры /А.В. Беляев – Москва
Физкультура и спорт, 2005. – 320 с. - Текст непосредственный.
3. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Техника, тактика, методика
обучения/Ю.Д.

Железняк,

Ю.М.

Портнов -

Москва

Издательский

центр
«Академия», 2004. – 519 с.- Текст непосредственный.
4. Клещев Ю.Н. Волейбол /Ю.Н. Клещев – Москва Физкультура и спорт, 2005. –
400
с.- Текст непосредственный.
5. Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячами /В.С. Кузнецов – Москва Изд-во
НЦЭНАС, 2002. – 168 с. - Текст непосредственный.
6. Официальные правила волейбола 2001-2004 гг. – Москва Терра-Спорт, 2001. –
160
с. - Текст непосредственный.
7. Тюленьков С.Ю. Волейбол/С.Ю. Тюленьков – Москва Советский спорт, 2007.
–
310 с. - Текст непосредственный.

8. Фурманов А.Г. Волейбол/А.Г. Фурманов – Москва Современная школа, 2009. –
86
с. - Текст непосредственный.
Интернет- ресурсы
Министерство спорта РФ - http://www.minsport.gov.ru.
Образовательные сайты для учителей физической культуры - http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».